Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» | Татьяна Анатольевна Васильева. Работа №304410

Дата публикации:
Автор:
Описание:

««ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

    

ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?»

При формировании функциональной грамотности

учащихся учителю надо помнить:

 

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а

личность, которую вы формируете.

 

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни

усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний

активный член общества.

 

3.Учите детей учиться.

 

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы

научить мыслить причинно: понимание причинно-

следственных связей является обязательным условием

развивающего обучения.

 

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто

использует знания на практике.

 

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №428 Приморского района г.Санкт-Петербурга

 

 

 

Выступление на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

 

Доклад на тему:

 

««ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?»

 

 

Подготовила

учитель русского языка

ГБОУ школа №428
Васильева ТатьянаАнатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.10.2022г

г.Санкт-Петербург

 

 

 

 

Цель: познакомить слушателей с методами и приёмами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Задача:

1.      Показать практическую значимость использования данных приёмов работы, необходимость и целесообразность их использования на уроках.

Введение.

Сегодня много говорят о формировании грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике, проверяют учителей на формирование этой самой грамотности. Для всех учителей этот вопрос наиболее актуален. Где,  как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность.

1. Содержательное наполнение понятия «грамотность»

До конца XIX века грамотным называли человека, умеющего читать и писать, при этом  человека, умеющего только читать, называли полуграмотным. Данное понимание нашло отражение  в  «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. 

Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся до 80-х  годов ХХ века. Словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари фиксируют единое значение термина грамотность – определённая степень знания законов и правил родного языка в сочетании с навыками устной и письменной речи.

 

В конце 80-х годов ХХ века происходит расширение понятия «грамотность». 

В  1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова лексическое значение прилагательного «грамотный»  толкуется следующим образом:

Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок.

Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области.

Выполненный без

ошибок, со

знанием дела».

 

В педагогической науке понятие «функциональная грамотность» относительно новое. Появилось оно в конце 60-х годов и впервые как международная проблема была обозначены в документах ЮНЕСКО.

 

В международной практике вопросы определения понятия «грамотность», его структуры и характеристики с середины XX века рассматривались на совещаниях  по статистике и программам переписей населения.

Генеральная конференция  ЮНЕСКО (1958 г.) рекомендовала всем странам считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.

Полуграмотный – это человек, умеющий только читать.

 

С середины 70-х годов в  международной практике происходит переосмысление понятия «грамотность».

Отделение понятия функциональной грамотности от понятия традиционной грамотности связано с осознанием в конце 70-х начале 80-х годов ХХ века того факта, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. 

Анализ текущей ситуации в нашей стране.

Школа дает сильные предметные знания, но не учит применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Некоторые проблемы функционально неграмотных:

трудно быть покупателем и выбирать необходимый товар

трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению и т.д.)

сложно быть путешественником

сложность оплаты счетов, заполнения налоговых квитанций и банковских документов, оформления почтовых отправлений и писем

проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д.

проблемы с эксплуатацией бытовых электроприборов, невозможность разбираться в инструкциях к ним

проблема работы с компьютерами и другими аналогичными системами

 

 

Основные причины низкого уровня функциональной грамотности:

1) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Формула успеха

усвоение + освоение (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ) = ОВЛАДЕНИЕ

 

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к др.

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев)

Функциональная грамотность 

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

 

Виды функциональной грамотности

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

 

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

В исследовании РISA «читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 

Расскажу о некоторых формах и методах, приёмах, применяемых на уроках русского языка для формирования функциональной грамотности учащихся.

Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению, которое способствует формированию личности грамотного читателя, приобретению им жизненного и социального опыта.

 

Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности

Приём «Верите ли вы…» 

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом спрашиваю: Что нового узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту, угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.

Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

 

«Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы.

Пример. Составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

 

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

·         умение формулировать вопросы;

·         умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

 

Приём «Лингвистическая сказка». 

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её при решении задачи

вызвавшей затруднение.

Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в «Страну Ошибок» спасать безударную гласную.

Пример: Сказка о корнях -КОС- и -КАС-

Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней –КОС- и –КАС-?

         В одной стране, которая называется Грамматика, в старом домике жили два брата - корни –КОС- и -КАС-. Жили они дружно и весело, но им не хватало друзей. Около их дома росло много больших, ветвистых и зеленых деревьев. Бывало, засмотревшись на эти деревья, братья вспоминали о товарищах.         

Наступила осень, листья с деревьев опали и легли на землю. Корень –КАС- заскучал. Он скучал так, что забыл про брата и ушел из дома. Он шел очень долго и стал замерзать. Попросился к суффиксу –Н-. но тот не пустил его в дом. Бедный –КАС- поплелся дальше. Он обошел весь город, но нигде не нашел приюта. Только на окраине города замерзшего –КАСа нашел маленький суффикс -А. Он обогрел его, накормил, напоил и спать уложил. С тех пор –КАС- стал жить с суффиксом -А-. Они крепко подружились и стали неразлучными друзьями.

А корень –КОС- дружил со многими, но постоянного друга у него не было.

Школьники не только с интересом слушают лингвистические сказки, но и сами изъявляют желание выступить в роли сочинителей сказки.

Сочинение сказки становится приёмом закрепления лингвистических знаний. Задача состоит в том, чтобы максимально представить в тексте лексические, морфологические или синтаксические формы и придумать для персонажей такие действия, в которых проявятся их лингвистические признаки

 

Типы домашнего задания:

творческая работа

лингвистическое исследование текста

подготовка иллюстраций к литературным произведениям

рисование обложек к литературным произведениям

инсценировка художественного произведения

создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

продолжение неоконченных произведений

наблюдение за природой

составление вопросника по пройденной теме

письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении.

Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.

 

Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика.

 

Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно.

 

 

 

 

 

 

           

Заключение

     Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования.

Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам.

 

Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу».

 

 

При формировании функциональной грамотности

учащихся учителю надо помнить:

 

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а

личность, которую вы формируете.

 

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни

усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний

активный член общества.

 

3.Учите детей учиться.

 

4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы

научить мыслить причинно: понимание причинно-

следственных связей является обязательным условием

развивающего обучения.

 

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто

использует знания на практике.

 

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.

Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×