Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Функциональная грамотность младшего школьника с ОВЗ» | Гамза Оксана Рамилевна. Работа №355587

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Функционвльная грамотность закладывается в начальных классах.  Именно в этот период происходит интенсиввное обучение различным видам речевой деятельности. Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.

 

 

В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.

Мы не можем знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Но для того, чтобы их позиции в будущем мире были достаточно прочными, мы  можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Наталья Федоровна Виноградова доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даёт следующую характеристику: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

- способностью строить социальные отношения…..»

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от многих факторов: от дошкольного развития, влияния родителей,  учителей, школьной программы и самого ребёнка. Причем, основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.

Среди существующих основных форм функциональной грамотности учитель на этапе домашнего обучения может повлиять на:

- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, подбирая точные слова;

- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;

- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности

- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.

Отмечу то, что мешает формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающегося: это

неустойчивое внимание,

недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,

недостаточное развитие способности к переключению,

леворукость ,

недостаточное развитие мелкой моторики,

нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,

снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,

недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),

слабо развитое словесно-логическое мышление,

пониженная познавательная активность в области языковых явлений,

неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Практика показывает, что именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. 

Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в деятельности на уроке и в общении с окружающими.

ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.

У моего обучающегося с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даю предельно развёрнуто и небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.

Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка использую:

дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающегося, поддержанию интереса к предмету;

- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;

- вопросы и задания, требующие от обучающегося самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее слово», «Придумай рифму», Прием: «Лови ошибку», Прием: « Мне это пригодится ».

На уроках литературного чтения применяю следующие задания:

1. Прочитай текст и ответь на вопрос.

2. Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.

3. Восстанови текст.

4. Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке и т.д.

Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащегося. Вся моя деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной), которые обеспечиваются в ходе реализации системного подхода в обучении.

 

 

 

Доклад на ШМО начальных классов

 

 

 

 

 

 

«Функциональная грамотность младшего школьника с ОВЗ»

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель- Гамза О.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Март 2024г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×