Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО | Котельникова Наталья Юрьевна. Работа №343915. Номер работы: №343915

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описываются подходы и методы, направленные на развитие у учащихся способности применять знания в практических жизненных ситуациях. Приводятся примеры заданий и проектов, способствующих развитию функциональной грамотности, а также особенности интеграции этих методов в образовательный процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, младшие школьники, проектная деятельность, практические задания, начальное образование.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

 

Котельникова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов

МАОУ лицей N35 г. Челябинска

 

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описываются подходы и методы, направленные на развитие у учащихся способности применять знания в практических жизненных ситуациях. Приводятся примеры заданий и проектов, способствующих развитию функциональной грамотности, а также особенности интеграции этих методов в образовательный процесс.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, младшие школьники, проектная деятельность, практические задания, начальное образование.

 

Функциональная грамотность — это способность человека применять свои знания и навыки для решения реальных жизненных задач. В условиях реализации ФГОС НОО особое внимание уделяется развитию у младших школьников этой ключевой компетенции, поскольку она является основой для успешного обучения в будущем и подготовки учащихся к жизни в современном обществе. Формирование функциональной грамотности включает развитие умений использовать полученные знания для решения проблем, самостоятельного поиска информации и критического осмысления данных.

Одним из центральных аспектов ФГОС НОО является ориентация на деятельностный подход, который предполагает, что знания должны быть не просто заучены, но и активно применяться на практике. Например, младшие школьники могут работать над проектами, которые требуют от них использования знаний по математике, чтению, окружающему миру. Проекты, такие как "Моя школа" или "Мир вокруг нас", помогают детям не только применять знания на практике, но и развивать навыки работы с информацией, планирования и сотрудничества.

Функциональная грамотность младших школьников в рамках ФГОС НОО охватывает несколько ключевых компонентов, таких как читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Каждый из этих компонентов предполагает развитие умений, которые помогут ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Например, читательская грамотность включает в себя не только умение читать текст, но и понимать его смысл, делать выводы и использовать информацию для решения поставленных задач. Учителя могут использовать тексты из реальной жизни, такие как инструкции, объявления, статьи, что позволяет учащимся осознавать практическую ценность чтения.

Математическая грамотность младших школьников развивается через решение задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Например, задачи на расчёт времени, денег или расстояний помогают детям лучше понимать, как математические знания могут быть полезны в повседневной жизни. Учителя могут организовывать занятия в форме ролевых игр, где дети, к примеру, "открывают магазин" и учатся рассчитывать сдачу, работать с ценами и решать простые математические задачи. Такие задания способствуют осознанию детьми важности математических навыков.

Естественно-научная грамотность формируется через наблюдение за окружающей средой, выполнение практических опытов и экспериментов. Например, в рамках уроков окружающего мира учащиеся могут исследовать природные явления, изучать погоду или наблюдать за изменениями в растениях. Это помогает детям осознавать взаимосвязи между наукой и реальной жизнью, а также развивать навыки анализа и критического мышления.

Проектная деятельность является важным элементом формирования функциональной грамотности в начальной школе. Она даёт возможность младшим школьникам активно применять свои знания и навыки в различных областях. Проекты могут быть межпредметными, что помогает детям видеть связь между разными учебными дисциплинами. Например, проект "Моя семья" может включать элементы истории, математики, языка и окружающего мира, что позволяет учащимся комплексно подойти к изучению темы. Такая деятельность развивает у детей самостоятельность, ответственность за выполнение задач и способность работать в группе.

Интерактивные методы обучения, такие как использование образовательных приложений и цифровых ресурсов, также способствуют развитию функциональной грамотности. Программы, которые предлагают задания, связанные с реальными жизненными ситуациями, помогают учащимся осваивать материал в интерактивной форме и видеть практическое применение знаний. Например, такие приложения, как "ЯКласс" или "Учи.ру", предлагают задачи по математике, чтению и окружающему миру, которые требуют от учеников применения логики, аналитического мышления и способности принимать решения.

Таким образом, можно утверждать, что формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО требует использования разнообразных методов, направленных на практическое применение знаний. Проектная деятельность, ролевые игры, практические задания и использование цифровых технологий помогают учащимся осознавать значимость своих знаний и развивать ключевые компетенции, необходимые для успешной учебы и жизни.

 

 

 

 

Список литературы

Сборник педагогического опыта по формированию функциональной грамотности в урочной (внеурочной) деятельности / под ред. И. Ю. Ивановой, И. В.

Карамулиной

. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. — 100 с.

Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×