Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО | Подлинных Екатерина Александровна. Работа №344597. Номер работы: №344597

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Рассматривается

значение функциональной грамотности в условиях современного образования, её роль в развитии личности ученика и способы интеграции в учебный процесс. Приведены практические примеры методов и технологий, которые способствуют успешному освоению функциональных навыков у детей начальной школы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

 

Подлинных Екатерина Александровна, учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 94» ГО г. Уфа РБ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования функциональной грамотности младших школьников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Рассматривается значение функциональной грамотности в условиях современного образования, её роль в развитии личности ученика и способы интеграции в учебный процесс. Приведены практические примеры методов и технологий, которые способствуют успешному освоению функциональных навыков у детей начальной школы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, младшие школьники, навыки 21 века, обучение, практические методы, начальная школа.

 

Функциональная грамотность — это способность применять полученные знания на практике, что включает в себя навыки анализа, критического мышления, решения задач и взаимодействия с окружающей информацией. В современном мире, где информация и технологии играют ведущую роль, важно, чтобы дети научились использовать свои знания в повседневной жизни. Поэтому формирование функциональной грамотности младших школьников становится приоритетной задачей в рамках реализации ФГОС НОО.

ФГОС НОО предусматривает создание условий, при которых ученик активно участвует в образовательном процессе, осваивая не только предметные знания, но и метапредметные умения, которые помогут ему адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Это требует от учителя гибкости и применения разнообразных педагогических технологий, которые позволяют интегрировать теорию с практическими навыками.

Функциональная грамотность младших школьников охватывает несколько ключевых направлений: читательская, математическая, естественнонаучная и информационная грамотности. Каждое из этих направлений формируется постепенно через образовательную деятельность на уроках и внеурочных занятиях.

Читательская грамотность является основой для развития всех других видов грамотности. Важно не только научить ребенка читать, но и понимать прочитанное, выделять главные идеи, анализировать текст, интерпретировать его содержание. Это формирует критическое мышление, что необходимо для осознанного восприятия информации. На уроках можно использовать тексты разных жанров, обсуждать прочитанное, задавать вопросы, требующие размышления, а также предлагать творческие задания, связанные с пересказом или составлением собственного текста.

Математическая грамотность включает в себя умение решать задачи, ориентироваться в числах и использовать математические знания в повседневной жизни. Например, решая задачи, связанные с покупками, измерениями, временными интервалами, дети учатся применять математику в реальных ситуациях. Учитель может предлагать задачи, которые требуют анализа информации и выбора правильной стратегии решения, что помогает формировать у детей умение логически мыслить и принимать решения.

Естественнонаучная грамотность формируется через изучение окружающего мира и основ наук. Учащиеся учатся понимать явления природы, экспериментировать, наблюдать за изменениями и делать выводы. Экспериментальные задания на уроках окружающего мира помогают развивать естественнонаучное мышление. Например, наблюдения за погодными изменениями или ростом растений помогают детям осознать взаимосвязь явлений и научиться делать выводы на основе фактов.

Информационная грамотность становится одной из самых актуальных в современном мире, так как объем информации, с которым приходится работать детям, постоянно растет. Ученики должны уметь искать, анализировать, оценивать достоверность информации и использовать её для решения различных задач. Здесь важную роль играют технологии и работа с электронными образовательными ресурсами. Учитель может предлагать детям задания, требующие поиска информации в интернете или работы с электронными учебниками, что способствует формированию информационной грамотности.

Формирование функциональной грамотности требует активного использования современных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, игровые методы и дидактические материалы. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания из разных предметов, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся. Игровые методы делают процесс обучения увлекательным и помогают вовлечь учеников в процесс. Учитель может предложить детям провести исследование на тему, интересную классу, или организовать игру, где нужно применять знания для достижения результата.

Примером может служить проект, в котором ученики создают свой мини-музей природы, собирая материалы, проводя исследования и оформляя экспозицию. Такой проект развивает у детей естественнонаучную грамотность, позволяет использовать навыки чтения, математические вычисления и умение работать с информацией. Дети учатся анализировать данные, работать в группе, представлять результаты своих исследований.

Важным моментом в формировании функциональной грамотности является интеграция знаний из разных областей и их практическое применение. Ученик должен понимать, как полученные знания могут быть использованы в повседневной жизни, как они помогают решать реальные задачи. Например, при изучении математики на уроках можно решать задачи, связанные с планированием бюджета семьи, при изучении окружающего мира — проводить опыты, изучающие физические явления, такие как движение и сила, что делает обучение более интересным и значимым для детей.

Таким образом, функциональная грамотность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО становится важнейшей целью начального образования. Развитие этих навыков помогает детям успешно адаптироваться к условиям современного мира, быть готовыми к решению различных жизненных задач и к дальнейшему обучению. Учитель, используя разнообразные подходы и технологии, может создать условия для того, чтобы дети научились применять свои знания в жизни, а не просто заучивали информацию. Это не только повышает качество образования, но и делает обучение более интересным и мотивирующим для учеников.

 

Список литературы

Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб

. :

КАРО, 2019.-160 с.

Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г.,

Фарахутдинов

Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу: – Тюмень:

ТюмГНГУ

, 2009. – 244с.

Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс

] :

учебно-методическое пособие / И. С.

Бегашева

, Н. И. Васильева, Е. Г.

Коликова

и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). –

Челябинск :

ЧИППКРО, 2021.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×