Функциональная грамотность на уроках физики | Семенова Зоя Юрьевна. Работа №350887
Аннотация: Функциональная грамотность – это способность эффективно использовать знания в различных жизненных ситуациях, что имеет особое значение в обучении физике. В данной статье рассматривается важность развития функциональной грамотности на уроках физики. Приводится теоретическое обоснование понятия функциональной грамотности, её роль в образовательном процессе и пути интеграции этой компетенции в преподавание физики. Также представлены примеры, иллюстрирующие, как задания и методы преподавания физики способствуют развитию функциональной грамотности у школьников. В статье подчеркивается, что задачи на критическое мышление, решение прикладных задач, а также использование межпредметных связей являются эффективными средствами формирования функциональной грамотности.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, физика, школьное образование, критическое мышление, прикладные задачи, межпредметные связи, учебный процесс.
Семенова Зоя Юрьевна, учитель физики
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Дальнегорска
Аннотация: Функциональная грамотность – это способность эффективно использовать знания в различных жизненных ситуациях, что имеет особое значение в обучении физике. В данной статье рассматривается важность развития функциональной грамотности на уроках физики. Приводится теоретическое обоснование понятия функциональной грамотности, её роль в образовательном процессе и пути интеграции этой компетенции в преподавание физики. Также представлены примеры, иллюстрирующие, как задания и методы преподавания физики способствуют развитию функциональной грамотности у школьников. В статье подчеркивается, что задачи на критическое мышление, решение прикладных задач, а также использование межпредметных связей являются эффективными средствами формирования функциональной грамотности.
Ключевые слова: Функциональная грамотность, физика, школьное образование, критическое мышление, прикладные задачи, межпредметные связи, учебный процесс.
Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в современном образовании и представляет собой способность человека эффективно использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных жизненных задач. В контексте школьного образования, развитие функциональной грамотности помогает учащимся не только усваивать теоретические знания, но и применять их в практических ситуациях, что является ключевым аспектом успешной социализации и адаптации в мире, полном информационных и технологических изменений. Особенно ярко функциональная грамотность проявляется на уроках естественных наук, в том числе на уроках физики, где учащиеся имеют возможность интегрировать теоретические знания с реальными проблемами и явлениями окружающего мира.
Физика, как наука, тесно связана с практическим применением знаний, и её обучение предоставляет уникальные возможности для развития функциональной грамотности. Прежде всего, важно отметить, что физика нацелена не только на изучение законов природы, но и на их использование для решения различных задач. Это даёт возможность обучать школьников не только теории, но и учить их анализировать ситуации, находить оптимальные решения, оценивать последствия своих действий, что и является основой функциональной грамотности.
Современные образовательные стандарты требуют, чтобы ученики не только осваивали знания по физике, но и научились их эффективно применять в различных сферах своей жизни. Задания, которые ориентированы на решение практических и прикладных задач, помогают школьникам увидеть взаимосвязь теории с реальной жизнью. Это способствует развитию у них не только знаний, но и навыков, которые необходимы для грамотного взаимодействия с окружающим миром, понимания и оценки происходящих в нём процессов.
Одним из важнейших аспектов функциональной грамотности является умение применять теоретические знания для решения практических задач. На уроках физики это может проявляться в разных формах: от проведения опытов и демонстраций до решения расчетных задач, анализа реальных ситуаций и разработки моделей. Например, на уроках, посвящённых закону сохранения энергии, ученики могут рассматривать, как этот закон используется в различных устройствах – от простых машин до сложных систем, таких как электростанции или автомобили. Это позволяет им увидеть, как физические законы не только описывают природу, но и лежат в основе множества технологий и процессов, которые они ежедневно используют.
Еще одним важным элементом функциональной грамотности является умение критически мыслить, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. В контексте уроков физики это может проявляться в решении задач, требующих анализа различных факторов, влияющих на физические процессы. Например, при изучении кинематики и динамики школьники могут решать задачи, связанные с определением пути и времени движения объектов с учётом различных условий, таких как сила трения, сопротивление воздуха или уклон поверхности. Эти задачи развивают умение анализировать данные, делать выводы и предсказывать результаты, что является важной составляющей функциональной грамотности.
Примером может служить задача, в которой необходимо рассчитать скорость падения предмета с высоты, принимая во внимание сопротивление воздуха. Для её решения учащиеся должны учесть несколько факторов: силу тяжести, сопротивление воздуха, начальную скорость и другие параметры. Этот процесс требует умения работать с несколькими переменными, а также способности делать прогнозы и оценивать результаты на основе теоретических знаний. Таким образом, учащиеся не только решают задачу, но и учат применять свои знания в нестандартных ситуациях, что развивает их функциональную грамотность.
Другим примером является использование физических знаний для решения задач, связанных с энергосбережением. Например, ученики могут рассчитать, сколько энергии потребляет бытовая техника, и предложить способы её оптимизации с учётом закона сохранения энергии. Это не только помогает им лучше понять физические законы, но и развивает практическое понимание того, как эти законы могут быть использованы для улучшения качества жизни и повышения энергоэффективности.
Для формирования функциональной грамотности важно не только дать учащимся теоретические знания, но и развить у них способность к межпредметному анализу. Физика тесно связана с математикой, химией, биологией, а также с такими областями, как экология, экономика, инженерия. Поэтому при изучении физических явлений важно проводить межпредметные связи, что помогает учащимся понять, как знания из разных областей могут быть использованы для решения комплексных проблем. Например, при изучении теплопередачи можно рассматривать, как этот процесс влияет на климат, экологию и энергетику. Это способствует развитию у школьников не только знаний в области физики, но и более широкого понимания проблем и задач, которые требуют комплексного подхода и использования знаний из различных областей.
Для развития функциональной грамотности важна также роль методов обучения, которые ориентированы на активное вовлечение учащихся в процесс познания. Например, проектная деятельность, исследовательские работы, практические эксперименты и задания с открытым результатом помогают учащимся самостоятельно находить решения, проверять свои гипотезы и осознавать, что их знания могут быть применены в реальной жизни. Это не только развивает их практические навыки, но и способствует формированию у них уверенности в собственных силах и пониманию того, как знания физики могут быть использованы для улучшения качества жизни.
Таким образом, уроки физики становятся не просто местом для получения знаний о законах природы, но и площадкой для развития функциональной грамотности школьников. Это требует от учителя физики умения организовать обучение таким образом, чтобы учащиеся могли не только осваивать теоретические концепции, но и применять их в практической деятельности, анализировать и решать реальные задачи, делать выводы и принимать обоснованные решения. Важно, чтобы в процессе обучения физике школьники развивали способность мыслить критически, учитывать различные факторы при решении задач и понимать взаимосвязь теории и практики.
Список литературы
Бондарева С. А., Петросова Е. В., Веремейцева Т. И. Формирование функциональной грамотности на уроках физики // Вестник науки. 2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-fiziki
Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию функциональная грамотность в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
Романцова Н.Ф., Кочеткова Т.Н., Ефиц О.А. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности при изучении физических величин // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-estestvennonauchnoy-funktsionalnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-fizicheskih-velichin