Функциональная грамотность на уроках географии | Мой кабинет. Работа №351637. Номер работы: №351637
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений или проще говоря, это то, насколько успешно человек применяет полученные на уроках знания в реальной жизни.
Составляющие функциональной грамотности включает в себя следующие составляющие:
1.Читательская грамотность: способность рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни.
2.Математическая грамотность: способность использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
3.Естественно-научная грамотность: способность формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
4.Глобальные компетенции: способность самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
5.Креативное мышление: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение.
6.Финансовая грамотность: знакомство с базовыми понятиями и умение принимать решения для улучшения собственного благополучия.
7.Компьютерная грамотность: умение работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности, пользоваться электронными сервисами.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений или проще говоря, это то, насколько успешно человек применяет полученные на уроках знания в реальной жизни.
Составляющие функциональной грамотности включает в себя следующие составляющие:
1.Читательская грамотность: способность рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни.
2.Математическая грамотность: способность использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
3.Естественно-научная грамотность: способность формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
4.Глобальные компетенции: способность самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
5.Креативное мышление: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение.
6.Финансовая грамотность: знакомство с базовыми понятиями и умение принимать решения для улучшения собственного благополучия.
7.Компьютерная грамотность: умение работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности, пользоваться электронными сервисами.
Предмет География особенный, поскольку при его изучении можно использовать все составляющие функциональной грамотности.
1.Читательская грамотность Работа с текстовыми материалами на уроках географии необходима. Поскольку у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, то есть развивается компетентность чтения. При анализе прочитанного материала формируется компетентностью понимания, так необходимые в учёбе и жизни.
На уроках географии работа ведется как со сплошными (без визуальных
изображений), так и с несплошными текстами (с визуальными изображениями).
К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты и картосхемы.
Различают три уровня читательской грамотности:
а) Умение найти и извлечь информацию из текста.
б) Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.
в) Осмысление и оценивание прочитанного предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения.
Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.
Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
Третье читательское умение: осмысление и оценка текста с опорой на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать.
Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий.
Формированию читательской грамотности способствует применение учителем на уроке различных приёмов.
Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова)
Горы по высоте делятся на 3 группы – низкие (500-1000м)……(1000- 2000м), …. (2000-5000).
На физической карте горы показаны ………….
4.Равнины по высоте делят на низменности(0-200м), ………(200-500м), …… (свыше 500метров). На физической карте равнины показаны……;
Формулировка суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность)
Пример: Атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, осадков, климата, запада, уменьшение, восток, континентальности
(одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток);
Верные и неверные утверждения (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста)
Пример (по теме Население и страны Южной Америки):
1. Коренные жители Южной Америки – индейцы.
2. В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
3. Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.
4. На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.
5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
Исправление текста (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте)
Пример: В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный Район, Волго-Вятский, Северо-Западный , Поволжский экономический район, Центральный экономический район
Центральная Россия богата природными ресурсами: железная руда, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население.
Заполнение таблицы на снове ниже приведенного текста;
Составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме;
Работа с географической картой; задания на определение ключевых слов; определение стран по их описанию; работа со статистическим материалом; интерпретация текста и др.
2.На уроках географии формируется математическая грамотность. ----
Под математической грамотностью понимаетсяспособность учеников использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. 000На уроках географии ученики выполняют задания, на определение расстояний с помощью масштаба и градусной сетки, задания на составление пропорций, учащиеся вычисляют амплитуду и среднегодовую температуру воздуха, строят графики сренесуточного хода температур, выполняют задания на определение падения и уклона реки, вычисляют давление, температуру и относительную влажность воздуха. То есть, учащиеся используют знания, полученные на уроках математики и применяют их при решении географических задач, с которыми они могут и в повседневной жизни.
-Определите расстояние от родника до колодца? ; -Определите азимут от родника до точки В? - Определите абсолютную высоту точки В?
Задание:1. Определите высоту горы, если температура воздуха у её подножия +18 градусов, а на вершине 0 градусов.
Задание 3.Определите среднюю температуру воздуха за неделю, если температура в понедельник - + 2С, во вторник - + 4 С, в среду- -2С, в четверг - - 3С, в пятницу - +1 С, в субботу- + 3С, в воскресенье- +1С. Начертите график колебания температуры за неделю. Вычислите амплитуду колебаний температур. Подчеркните дни, когда наблюдался максимум и минимум температуры. 3.Естественнонаучная грамотность. Под естественнонаучной грамотностью понимают способность учеников формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы , найти доказательства.
Формирование естественнонаучной грамотности происходит по следующим компетенциям: научное объяснение явлений; интерпретация научной информации;
проведение учебного исследования.
Научное объяснение явлений. Задания на выбор объяснения, наиболее полно отражающие описанные процессы. Например нужно объяснить почему в горах Урала нет землетрясений, а в горах Кавказа есть? Для ответа на вопрос учащимся нужно вспомнить определение процесса сейсмической активности, в каких физико- географических районах она распространена на территории России или мира. Или задание на сравнение циклона и антициклона. Антициклон является атмосферным вихрем, характеризующийся низким давлением. Он наоборот, разгоняет воздушные массы от собственного центра, втягивая их из более высоких слоев атмосферы. В его центре формируются восходящие потоки воздуха, которые спирально от центра распределяются по земной поверхности
1.Прочитайте и проанализируйте информацию об и антициклоне.
2.Найдите географические ошибки и исправьте их.
3. С приходом какого атмосферного вихря – циклона
или антициклона – следует ожидать улучшения
экологической обстановки в их населенном пункте.
Интерпретация научной информации. Вторая компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это интерпретация научной информации. Интерпретация предполагает трактовку обучающимися информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами. Задание на рациональное и нерациональное природопользование: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо установить причинно– следственную связь между технологией вторичного использования сырья и глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды? Проведение учебного исследования. Третья компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это проведение учебного исследования. На основании предложенной информации предлагается задание на самостоятельное описание эксперимента по проверке гипотезы, которая частично сформулирована в ответе. Это умение предполагает, что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные знания и опыт
Задание. Проанализируйте синоптическую карту и найдите правильный ответ: Илья из Петрозаводска прослушал прогноз погоды по радио: Завтра, 11 апреля, ожидается похолодание до +4 градусов по Цельсию, в ночные часы температура воздуха опустится до градуса,
возможны осадки в виде мокрого снега, ветер северо-западный, умеренный, но не услышал, для его ли города этот прогноз был составлен. С помощью карты определите, для какого из показанных
на карте городов был составлен этот прогноз.
а) Сыктывкар б) Москва
в) Санкт-Петербург г) Мурманск
4.На уроках географии происходит и формирование глобальных компетенций
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции -это сформированность знаний, умений, ценностей и отношений личности, которые способствуют:
-изучению вопросов местного, международного и глобального значения;
-пониманию и оценке точки зрения и мировоззрения других;
-участию в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
-содействию коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Пример. Подумайте и предложите способы решения глобальной проблемы:
(использование альтернативных источников энергии, нехватка чистой воды, проблема
войны и мира );
Примеры заданий на формирование глобальных компетенций:
-Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?
-Разрушение озонового слоя: причины и последствия. -Парниковый эффект: причины и последствия, влияние на климат.
-Чем опасны для планеты лесные пожары в Сибири?
-Как вы понимаете высказывание Энштейна: Если случится третья мировая война, люди будут драться копьями и стрелами? Какие существуют возможные пути решения проблемы войны и мира?
Задания на составление схемы причинно-следственных связей по проблеме....... Причина-- последствия-- пути решения.
Выполнение заданий по функциональной грамотности на уроках географии, предоставляют прекрасную возможность создавать модель образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.
5.Креативное мышление — компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление это также способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение, критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их, это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.
Формирование креативного мышления направлено на развитие способности к самовыражению и решению научных и социальных проблем. Данное умение обучающиеся могут применять как на бытовом уровне так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Пример. Для формирования креативного мышления на уроках географии оптимальным является решение проблемных ситуаций. При изучении темы Восточная Сибирь предлагается выступить в
роли экологов и учитывая, что степень загрязненности на предприятиях концерна Норильский никель зависит как от величины и состава загрязнителей так от направления ветра, предложите меры по улучшению экологической ситуации в первую очередь и на перспективу.
При изучении районов России провести исследование почему Камчатку называют страной огня и льда?
6.На уроках географии происходит формирование и финансовой грамотности.
Пример при изучении темы Развитые и развивающиеся страны учащиеся определяют ВВП стран. Знакомятся с понятиями: Что такое уровень развитости экономического развития, инвестиция, валюта и др.
Задание: По статистическим данным определите каков показатель ВВП на душу населения в Германии в сравнении с Россией?
Каково значение для экономики страны создание Свободных экономических зон?
Назовите формы экономических связей
7.Формирование компьютерной грамотности осуществляется
путём создание индивидуальных и групповых презентацийпо темам курса.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения.
Работа со статистической информациейи её трансформация в диаграммы и графики.
Использование мультимедийных путеводителейи энциклопедий с интерактивными фотографиями и видеороликами.
Проведение компьютерных лекций. Использованиеинтерактивных карт
Таким образом формирования функциональной грамотности на уроках географии способствует применению учащимися полученных знаний, умения и навыки для решения широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности человека, в общении и социальных отношений.