Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность на уроках географии: как научить школьников работать с информацией | Завьялова Татьяна Ивановна. Работа №353110

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль функциональной грамотности в преподавании географии. Акцент сделан на методах и приемах, с помощью которых учителя могут развивать у школьников навыки работы с различной информацией. Приводятся примеры заданий и практических упражнений, которые способствуют развитию у учеников способности анализировать, интерпретировать и использовать информацию, полученную из различных источников, включая карты, статистику и тексты.

Ключевые слова: функциональная грамотность, география, работа с информацией, карты, статистика, методы обучения, критическое мышление.

Функциональная грамотность на уроках географии: как научить школьников работать с информацией

 

Завьялова Татьяна Ивановна, учитель географии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Свердловская область, г. Арамиль

 

Аннотация. В статье рассматривается роль функциональной грамотности в преподавании географии. Акцент сделан на методах и приемах, с помощью которых учителя могут развивать у школьников навыки работы с различной информацией. Приводятся примеры заданий и практических упражнений, которые способствуют развитию у учеников способности анализировать, интерпретировать и использовать информацию, полученную из различных источников, включая карты, статистику и тексты.

Ключевые слова: функциональная грамотность, география, работа с информацией, карты, статистика, методы обучения, критическое мышление.

 

В современном образовательном процессе развитие функциональной грамотности становится важнейшей задачей, которая лежит в основе успешного обучения. Особенно это касается географии, дисциплины, требующей от учеников способности работать с разными источниками информации, анализировать данные, делать выводы и применять полученные знания на практике. Функциональная грамотность включает в себя не только умение читать и писать, но и способность понимать, интерпретировать и использовать информацию, что особенно актуально в контексте географического образования. В рамках уроков географии важно развивать эти навыки, чтобы ученики могли эффективно работать с картами, таблицами, диаграммами и другими источниками информации, а также использовать эти данные для решения задач и принятия обоснованных решений.

Одним из основных методов, с помощью которого можно развить функциональную грамотность у школьников на уроках географии, является работа с картами. Карты являются не только источником географической информации, но и инструментом для формирования пространственного мышления. На уроках географии учащиеся учат понимать масштабы, определять расположение объектов, анализировать географические особенности территорий. Важно научить учеников не просто читать карты, но и использовать их для решения практических задач. Например, задание, связанное с определением расстояния между городами с помощью карты, требует от учеников умения работать с масштабом и понимать его значение. Также полезными могут быть задания, где ученики анализируют, как различные природные и социальные факторы влияют на расположение объектов на карте, например, почему крупные города часто находятся вблизи рек или побережий.

Работа с графиками и диаграммами является не менее важным аспектом развития функциональной грамотности. Статистические данные о климате, населении, экономике и других географических характеристиках требуют от школьников умения интерпретировать информацию, представленную в виде чисел, процентов и соотношений. Преподавание географии с акцентом на работу с графиками и диаграммами помогает ученикам развить навыки обработки и анализа информации. Учитель может предложить учащимся задания, например, сравнить данные о численности населения в разных странах или о средней температуре воздуха в разные месяцы года. В таких заданиях важно не только правильно выполнить вычисления, но и уметь интерпретировать результаты, делая выводы и выдвигая гипотезы. Этот процесс развивает аналитическое мышление, критическое восприятие данных и умение использовать информацию для объяснения географических процессов.

Важным аспектом функциональной грамотности является способность работать с текстами и извлекать из них ключевую информацию. На уроках географии часто используются текстовые источники, такие как описания природных зон, исторические сведения, данные о климатических и экономических характеристиках разных стран. Учитель может предложить ученикам задание на анализ текста, например, составить таблицу с характеристиками природных зон или определить ключевые факты о географическом положении разных стран. Важно, чтобы ученики научились выделять главную информацию, работать с текстом и понимать, как текстовые данные могут быть связаны с географической реальностью.

Особое внимание стоит уделить развивающим заданиям, которые способствуют формированию умения работать с информацией из разных источников. Например, учитель может организовать проект, в котором ученики будут работать с картами, статистикой, текстами и другими источниками, чтобы исследовать определенную географическую тему, например, влияние природных факторов на экономику определенной страны. В рамках такого проекта ученики должны научиться собирать и анализировать данные, а затем делать выводы, формулировать гипотезы и представлять результаты работы в виде презентации или отчета.

Кроме того, функциональная грамотность включает в себя умение работать с интернет-ресурсами, что также может быть эффективно использовано на уроках географии. Современные информационные технологии открывают новые возможности для поиска и анализа информации. Учитель может предложить учащимся задания, связанные с поиском и анализом данных на географических порталах, использование онлайн-карт, работу с виртуальными музеями и выставками. Такой подход не только развивает навыки работы с информацией, но и мотивирует учеников к самостоятельному обучению.

Кроме того, важно, чтобы школьники развивали критическое мышление и умение оценивать информацию. В условиях информационной перегрузки, когда доступ к разным источникам данных становится все более легким, способность анализировать информацию, отличать факты от мнений и осознавать возможные искажения данных становится необходимым навыком. Учитель может предложить учащимся задания, где они должны оценить достоверность различных источников информации, например, сравнить данные о населении разных стран, взятые из разных источников, и обсудить возможные различия в расчетах и методах сбора данных.

В заключение, развитие функциональной грамотности на уроках географии является важной частью образовательного процесса, поскольку помогает школьникам не только осваивать географические знания, но и учит их эффективно работать с информацией. Это способствует развитию аналитических и критических навыков, которые необходимы для успешного решения практических задач и принятия обоснованных решений. Включение разнообразных методов и приемов работы с картами, графиками, текстами и интернет-ресурсами позволяет учителям географии создать условия для глубокого и осмысленного изучения географических процессов и явлений, а также развить у школьников умение работать с информацией в реальной жизни.

 

 

Список литературы

Баянова Д. Н. Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе / Д. Н. Баянова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 283-285. — URL:

https://moluch.ru/archive/420/91957/

Савинова Е. В. «Облако слов» как средство развития функциональной грамотности на уроках географии // Вестник науки. 2023. №11 (68).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/oblako-slov-kak-sredstvo-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-geografii

Формирование функциональной грамотности учащихся: образовательные практики реализации концепции географического образования в РФ (Материалы

Всеросс

. науч.-практ.

конф

., Волгоград, 15 мая 2019 г.) / Ред. кол.: С.В. Куликова, Н.В. Болотникова и др. – Волгоград, Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. – 124 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×