Функциональная грамотность на уроках химии | Почепня Ирина Михайловна. Работа №352909. Номер работы: №352909
Аннотация. Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания и умения для решения реальных жизненных задач. Важным аспектом функциональной грамотности является способность применять знания в различных контекстах, включая повседневную жизнь, науку и профессиональную деятельность. В контексте школьного образования особое внимание стоит уделить развитию функциональной грамотности на уроках химии. Химия как предмет требует от учащихся не только запоминания теоретических знаний, но и умения использовать их для решения практических задач. В данной статье рассмотрены ключевые аспекты развития функциональной грамотности на уроках химии, методы и подходы, которые способствуют повышению уровня учащихся в данной области, а также важность интеграции химических знаний с реальными жизненными ситуациями.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки химии, методы обучения, задачи, химические знания, решение проблем, реальная жизнь.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ХИМИИ
Почепня Ирина Михайловна, учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г . Уссурийска"
Уссурийского городского округа
Аннотация. Функциональная грамотность — это способность человека использовать свои знания и умения для решения реальных жизненных задач. Важным аспектом функциональной грамотности является способность применять знания в различных контекстах, включая повседневную жизнь, науку и профессиональную деятельность. В контексте школьного образования особое внимание стоит уделить развитию функциональной грамотности на уроках химии. Химия как предмет требует от учащихся не только запоминания теоретических знаний, но и умения использовать их для решения практических задач. В данной статье рассмотрены ключевые аспекты развития функциональной грамотности на уроках химии, методы и подходы, которые способствуют повышению уровня учащихся в данной области, а также важность интеграции химических знаний с реальными жизненными ситуациями.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки химии, методы обучения, задачи, химические знания, решение проблем, реальная жизнь.
Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на развитие у учеников практических навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Функциональная грамотность, как способность использовать знания для решения повседневных и профессиональных задач, является важной составляющей образовательного процесса. Химия, как предмет, играющий ключевую роль в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, предоставляет уникальные возможности для развития функциональной грамотности у учащихся.
Цель уроков химии заключается не только в том, чтобы дать ученикам знания о химических реакциях, веществах и их свойствах, но и в том, чтобы они научились применять эти знания для решения конкретных жизненных ситуаций. Важной задачей учителя является создание таких условий на уроках химии, которые позволят ученикам использовать свои знания для решения практических проблем, что будет способствовать развитию функциональной грамотности.
Химия как наука охватывает широкий спектр знаний, которые могут быть непосредственно применены в реальной жизни. Примером может служить использование химических реакций и законов химии для решения повседневных задач, таких как выбор моющих средств, приготовление пищи, уход за растениями и даже оценка экологии окружающей среды. Применение знаний химии в этих областях требует от учащихся умения анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения.
Задача учителя химии заключается в том, чтобы показать учащимся, как химические знания могут быть использованы для решения реальных проблем. Например, уроки могут включать задачи на расчет состава химических веществ, анализ состава продуктов или воды, оценку их безопасности и воздействия на организм человека. Это позволит учащимся не только узнать теорию, но и научиться использовать ее в контексте реальной жизни.
Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках химии учитель должен использовать разнообразные методы и подходы, которые помогут учащимся не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике. Рассмотрим несколько таких методов.
Проектная деятельность. Один из эффективных способов развития функциональной грамотности — это проектная деятельность, в рамках которой учащиеся могут исследовать реальные проблемы с использованием химических знаний. Например, они могут провести проект по анализу химического состава воды в местном водоеме или исследовать влияние различных химических веществ на растения. Проекты позволяют учащимся работать с реальными данными, проводить эксперименты и делать выводы, что развивает их аналитические способности.
Решение практических задач. Важным методом является решение практических задач, которые требуют применения химических знаний в повседневной жизни. Такие задачи могут быть связаны с анализом состава продуктов, расчета пропорций для приготовления растворов, определением уровня загрязнения воздуха или воды. Эти задачи не только помогают учащимся лучше понять теоретический материал, но и учат их применять знания в реальных ситуациях.
Использование лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют учащимся не только познакомиться с химическими реакциями и процессами, но и научиться работать с оборудованием, проводить измерения, анализировать результаты и делать выводы. Это способствует развитию навыков, необходимых для решения реальных проблем. Например, ученики могут работать с химическими реактивами, исследовать их свойства, проводить анализ состава веществ и выявлять возможные ошибки и их причины.
Интердисциплинарный подход. Важным элементом в развитии функциональной грамотности является интеграция химии с другими предметами. Например, на уроках химии можно использовать знания по математике для расчетов, а также рассматривать вопросы экологии, здоровья и безопасности, что позволит учащимся увидеть связь химии с другими сферами жизни.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современные технологии позволяют значительно улучшить восприятие материала и увеличить интерактивность уроков. Мультимедийные презентации, видеоролики, виртуальные лаборатории и другие ресурсы дают возможность более наглядно представить химические процессы, а также предоставляют учащимся доступ к актуальной информации из области химии.
Применение методов, направленных на развитие функциональной грамотности, приносит ряд значимых преимуществ. Во-первых, учащиеся становятся более мотивированными, поскольку видят прямую связь между теоретическими знаниями и реальной жизнью. Во-вторых, они развивают аналитическое мышление, учатся искать решения в нестандартных ситуациях и принимать обоснованные решения. В-третьих, учащиеся осознают важность химии и ее влияние на окружающий мир, что способствует формированию у них научного мировоззрения.
Однако внедрение функциональной грамотности в уроки химии также сопряжено с определенными вызовами. Одним из них является необходимость серьезной подготовки со стороны учителя, который должен уметь не только передавать знания, но и создавать условия для их практического применения. Также важно обеспечить доступ к необходимым материалам и оборудованию, что может требовать значительных затрат. В некоторых случаях, особенно в школах с ограниченными ресурсами, могут возникать трудности с реализацией таких методов.
В заключение можно отметить, что развитие функциональной грамотности на уроках химии является важным этапом в образовании, поскольку оно помогает учащимся осознавать значимость химических знаний и применять их в реальной жизни. Методы проектной деятельности, решения практических задач, лабораторные работы и использование ИКТ способствуют формированию у учеников не только теоретических знаний, но и навыков, которые необходимы для решения повседневных задач. Применение этих методов помогает учащимся развивать аналитическое мышление, научные навыки и критическое восприятие информации, что, в свою очередь, способствует их успешной адаптации в современном обществе.
Список литературы
Алексашина
.
И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред.
И. Ю.
Алексашина
. —
СПб
.: КАРО, 2019. — 160 с.
Веселова, Л. А. Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии / Л. А. Веселова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 155-157.
Пичугина, Г
.
В. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы [Текст] / Г. В. Пичугина. - Москва: ВАКО, 201
8
. – 142 с.