Функциональная грамотность на уроках русского языка | Людмила Геннадьевна Бойко. Работа №332617. Номер работы: №332617
Одна из важнейших задач современной школы- развитие функциональной грамотности. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, с первого класса. В данной работе приведены примеры заданий, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Такими задания позволяют сделать процесс обучения на уроке более интересным, познавательным. Задания способствуют развитию познавательного интереса, развивают творчество ребёнка. Учащиеся с интересом выполняют такие задания, в последствии могут сами создавать подобные задания, которые можно будет использовать в дальнейшем на уроках. Информация будет полезна начинающему учителю начальных классов.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе на уроках русского языка.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
По мнению А.А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Остановлюсь на признаках функционально грамотной личности.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идeт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность младшего школьника- это:
1) готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
2) возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
3) способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества;
4) совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста для понимания, сжатия, преобразования.
Формирование грамотного письма- одна из сложных задач. Именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Перед учителем стоит задача: как включить в продуктивную, осмысленную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? В решении этой задачи ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Это является залогом успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
На уроках русского языка использую приёмы, которые способствуют формированию функциональной грамотности, позволяют повысить мотивацию, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
1 Для формирования грамотного письма использую приём «Ошибкоопасное место». Данный термин ввожу на уроках обучения грамоте в первом классе.
Например: В русском языке есть «зеркальные» слова. Эти слова пишутся так, как мы их произносим: Дом, гром, грабли, эти слова не дают повода для ошибок. Как вы думаете почему? В Этих словах «не растут» ошибки, потому что в них ни один звук нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. В этих словах каждая буква соответствует звуку, такие слова будем называть «зеркальными». Но в русском языке гораздо больше «незеркальных» слов, в таких словах не все звуки соответствуют буквам например: Ворона, бежала.
Давайте поиграем, сможете ли вы отличить «зеркальные» от «незеркальных» слов. Я читаю слова, если слова «зеркальные», поднимаете руку, «незеркальные»-встаёте: Ворона, кусочек, ель, лиса, сыр, бежала, дух, голубушка, хороша, плутовка.
Как выдумаете, из какого произведения взяты слова? (И.А. Крылов «Ворона и лисица»).
2) Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости.
А) Расставь ударение, подчеркни безударные гласные в словах: мосты, река, столы, дрозды.
Б) Подбери к словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных: косы- к..са, норы- н..ра, страны- стр..на, тропы- тр..па.
В) Среди данных слов найди проверяемое и проверочное слово: гора, горы, горняк, гористая, пригорок.
Г) Игра «Спрячь ь в середину слова: день-деньки, пень- пеньки (докажи, почему в словах деньки, пеньки написали безударную гласную Е (под ударением пишется Е-день, пень).
2 Приём «Да - нет». Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот приём в действии по теме «Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала:
Это планета земной группы? (-)
Эта планета – гигант? (+)
Эта планета имеет кольцо? (-)
Это самая большая планета? (+)
Вывод: ЭТО ЮПИТЕР
3 Приём «Ассоциации». Цветы - л е то. Снег – зима. Малыши – дети. Петух – Петя. Ученик – учение. Яблоки-плоды.
4 АГАДКИ-ОМОФОНЫ* (Омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению).
Задание. Представь, что ты выпускаешь газету для детей. Спиши стихотворения, выбирая нужную букву и слитное или раздельное написание. Какие правила тебе помогали выполнить это задание?
На ошейнике есть ко(т/д),
А ошейник носит ко(т/д),
Как наполнится б(а/о)чок,
Сразу лягу на б(а/о)чок.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.