Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы | Зорина Галина Аркадьевна. Работа №306612

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

 

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

 

 Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегося  в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.

То есть учащийся должен:

1. Быть готовым  взаимодействовать с окружающим миром, иметь  уверенную адаптацию.

2. Уметь  самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Уметь  строить отношения в малой социальной группе, в частности — в классе.

4. Владеть навыками рефлексии,  уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

 

        Сейчас в сфере образования главной целью обучения является вовсе не достижение учащимися определенного уровня предметных знаний и умений, а формирование системы ключевых компетенций, которые позволят молодым людям успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и тем самым успешно адаптироваться в динамическом социуме.

 

 Компетенции – это умение применять практико-ориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности.

Выделяются следующие компетенции, связанные с функциональной грамотностью:

1.     Способность выбирать и использовать различные технологии;

2.     Способность видеть проблемы и искать пути их решения;

3.     Способность учиться всю жизнь.

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание систематизации изученного материала, формированию основных навыков орфографической зоркости, то теперь, в рамках обновления содержания образования, на уроке нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку функциональная грамотность.

 

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцати странах Европы было осуществлено международное исследование грамотности взрослых, в ходе которого был разработан инструментарий, т.е. набор конкретных индикаторов функциональной грамотности. Они приведены в следующей таблице:

 

Виды функциональной грамотности

Индикаторы-умения (эмпирические показатели)

 Общая грамотность

 *Написать сочинение, реферат.

  *Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, в подборе слов.

 *Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Считать без калькулятора.

     Компьютерная грамотность

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Работать с электронными таблицами.

Использовать графические редакторы.

 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

 Информационная грамотность

*Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

*Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

*Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

   Коммуникативная грамотность

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

 Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

 Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

         

 В данной таблице разных видов функциональной грамотности определены индикаторы, многие из которых должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. К ним относятся такие коммуникативные и речевые умения, как:

 -писать сочинение;

-реферат;

 -отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

- писать заявление;

-заполнять какие - либо анкеты, бланки;

-находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов;

-использовать информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения;

-пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.

 Другие умения, входящие в базу функциональной грамотности, такие как «обратиться за экстренной помощью к специализированным службам», «расположить к себе других людей» тоже формируются на уроках русского языка.

 Таким образом, речевые умения являются показателями не только коммуникативной, общей и информационной грамотности, но и многих других видов функциональной грамотности человека. Всё это только ещё раз подчёркивает, что именно русский язык и литература обладают широким потенциалом при формировании различных видов функциональной грамотности учащихся среднего и старшего звена.

 Поэтому на учителей русского языка и литературы возлагается большая ответственность за подготовку функционально грамотного молодого  поколения.

 

 

И моя цель на уроке – вовлечение каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии.

Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие) - это такие методы и формы, используя которые, учитель «погружает» процесс обучения в процесс общения (взаимодействия). Интерактивные методы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;  способствуют формированию долгосрочных навыков и умений, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

 

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока. 

 

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики 

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блиц- опрос.

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф, слово, название 

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини–лекция, презентация

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Защита проекта», диспут

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой  круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование. 

 

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную стратегию активного обучения.

Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. А помочь учащимся  применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника.

 

Прикрепленные файлы:
2e03a391389b19d6ff464d2b49aab646.pptx
Пожалуйста, подождите.
x
×