Функциональная грамотность на уроке информатики: как развивать навыки работы с информацией | Коробка Татьяна Григорьевна. Работа №350903
Аннотация. В статье рассматривается развитие функциональной грамотности у школьников через уроки информатики. Особое внимание уделяется навыкам работы с информацией, включая поиск, обработку, анализ и представление данных. Описаны методы и подходы, которые могут помочь учащимся развивать эти навыки, а также способы интеграции различных информационных технологий в образовательный процесс. Приведены практические примеры использования заданий и заданий на уроках информатики для формирования у школьников функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки информатики, работа с информацией, навыки поиска, обработки и анализа данных, информационные технологии, цифровая грамотность.
Функциональная грамотность на уроке информатики: как развивать навыки работы с информацией
Коробка Татьяна Григорьевна, учитель информатики
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19
имени Героя Республики Коми
Хлобыстова Анатолия Максимовича»
Аннотация. В статье рассматривается развитие функциональной грамотности у школьников через уроки информатики. Особое внимание уделяется навыкам работы с информацией, включая поиск, обработку, анализ и представление данных. Описаны методы и подходы, которые могут помочь учащимся развивать эти навыки, а также способы интеграции различных информационных технологий в образовательный процесс. Приведены практические примеры использования заданий и заданий на уроках информатики для формирования у школьников функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки информатики, работа с информацией, навыки поиска, обработки и анализа данных, информационные технологии, цифровая грамотность.
Современное образование требует от учеников не только глубоких знаний, но и способности эффективно работать с информацией, что включает в себя умение искать, анализировать, систематизировать и представлять данные. Эти навыки становятся основой для формирования функциональной грамотности, которая сегодня играет важную роль в образовательном процессе. На уроках информатики преподавание информации и цифровых технологий направлено на развитие у школьников навыков работы с различными видами данных, а также их умения применять эти знания в повседневной жизни.
Функциональная грамотность подразумевает способность использовать знания и умения для решения практических задач. Важно, чтобы ученики не только умели работать с компьютерными программами и интернет-ресурсами, но и понимали, как извлечь из них нужную информацию, интерпретировать ее, а также использовать для решения задач в различных областях жизни. Этот аспект образовательного процесса становится особенно актуальным в условиях бурного развития информационных технологий.
На уроках информатики важно учитывать, что функциональная грамотность охватывает не только работу с компьютером, но и умение ориентироваться в цифровом мире. Учащиеся должны научиться работать с различными источниками информации: текстовыми и графическими документами, таблицами, базами данных, а также интернет-ресурсами. Для этого учитель должен использовать разнообразные методики, которые помогут детям освоить принципы поиска и анализа данных, научат оценивать их достоверность и применимость.
Одним из эффективных методов формирования функциональной грамотности является работа с текстовыми документами. На уроках информатики ученикам можно предложить задания, где необходимо обрабатывать различные текстовые данные. Например, задания на создание и форматирование документов, использование таблиц и диаграмм в текстах. Такие задачи развивают навыки работы с информацией, а также учат правильно представлять данные в текстовой и визуальной форме.
Кроме того, важно научить детей работать с электронными таблицами. Задания на создание таблиц, выполнение расчетов, использование формул и функций помогают учащимся развивать логическое мышление и понимать, как можно эффективно управлять данными. Например, задача по созданию бюджета для школьного мероприятия, где ученики должны распределить средства, просчитать расходы и представить информацию в виде таблицы и диаграмм, позволяет им не только освоить работу с электронными таблицами, но и научиться анализировать финансовую информацию.
Еще одним важным аспектом является работа с интернет-ресурсами. Умение находить нужную информацию в интернете становится важной составляющей функциональной грамотности. На уроках информатики можно предложить задания на поиск информации по заданной теме, анализ сайтов на предмет достоверности и актуальности данных. Также важно научить детей использовать различные поисковые системы и базовые методы поиска, такие как использование ключевых слов, фильтрация информации по категориям и источникам.
Практическое применение функциональной грамотности в повседневной жизни школьников часто связано с анализом и обработкой больших объемов данных. Уроки информатики могут быть ориентированы на развитие этих навыков через решение реальных задач. Например, использование образовательных платформ для решения математических задач или научных исследований, где учащиеся учатся работать с базами данных, строить графики и таблицы для анализа информации. Такие задания помогают детям понять, как применять знания в реальных ситуациях, развивая не только информационные навыки, но и критическое мышление.
Также стоит отметить, что работа с программированием является важной частью формирования функциональной грамотности. Задания на создание простых программ, автоматизацию процесса обработки данных, создание интерактивных приложений развивают у школьников логическое мышление и учат их решать задачи с использованием информации и технологий. Программы, такие как Scratch, Python, и другие языки программирования для начинающих, позволяют детям осваивать базовые принципы работы с алгоритмами и структурированием данных.
Для того чтобы уроки информатики действительно способствовали развитию функциональной грамотности, важно интегрировать эти навыки в различные этапы урока. Например, на этапе актуализации знаний можно предложить учащимся выполнить задания на анализ информации, просмотр и интерпретацию данных, используя различные программные средства. На этапе объяснения нового материала можно представить различные источники информации и научить детей работать с ними, а на этапе закрепления — предложить задания, которые требуют применения полученных знаний на практике.
Кроме того, в процессе обучения информатике важно учитывать возрастные особенности школьников. Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию через игровые и практические задания. Например, для формирования навыков работы с данными можно использовать различные обучающие игры и тренажеры, которые помогут учащимся развивать функциональную грамотность в увлекательной и доступной форме. В старших классах можно более углубленно работать с аналитическими задачами, использовать более сложные программы для анализа и обработки данных.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках информатики включает в себя формирование у учащихся навыков работы с информацией, поиском, обработкой и представлением данных. Важно, чтобы учащиеся умели эффективно работать с различными источниками информации, а также оценивать их достоверность и применять полученные данные для решения реальных задач. Для этого на уроках информатики необходимо использовать разнообразные методики и подходы, которые помогут детям развивать эти навыки, а также научат их применять полученные знания в повседневной жизни.
Список литературы
Алексеева
К. В. Методы, способствующие развитию функциональной грамотности на уроках информатики / К. В. Алексеева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 161-163. — URL:
https://moluch.ru/archive/508/111628/
Бадыртенова
О. В. Использование когнитивных стратегий на уроках информатики / О. В.
Бадыртенова
. — Текст
:
непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань
:
Молодой ученый, 2023. — С. 37-41. — URL:
https://moluch.ru/conf/stud/archive/476/17732/
Голанова
А. В.
, Голикова
Е. И.
Формирование функциональной грамотности учащихся на внеурочных занятиях по информатике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-vneurochnyh-zanyatiyah-po-informatike
Сафонова Е. Н. Развитие функциональной грамотности у обучающихся при реализации рабочих программ учебных курсов / Е. Н. Сафонова, Т. П. Черемисина, Н. М. Мальцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 204-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/503/110722/
Хижняк О. А. Формирование функциональной грамотности через развивающее обучение / О. А. Хижняк. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 434-436. — URL:
https://moluch.ru/archive/391/86240/