Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность при подготовки к ОГЭ | Скрипник Светлана Васильевна. Работа №333977

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Темой моего выступления сегодня, является проблема объективного оценивания развернутых ответов на ОГЭ по обществознанию. И вопрос не в объективности оценивания со стороны учителя. Здесь достаточно все просто, так как к заданиям всегда для проверки есть четкие критерии оценивания и прописаны количество баллов за каждый ответ.

Проблема заключается в том, что у учащихся с несформированной функциональной грамотностью нет возможности правильно оценить свой ответ по данным заданиям, что приводит к его невыполнению и в конечном результате получению неудовлетворительной отметки по экзамену.

  Сразу следует отметить, что чаще всего под функциональной грамотностью имеют ввиду уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах – как важный фактор подготовки к ГИА.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1.

Виды функциональной грамотности

,

формируемые на

уроках истории

и обществознания.

Технологии, м

етоды

, приемы и

особенности

формирования

функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

 

Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

Тема « Формирование функциональной грамотности» не теряет своей актуальности . Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»1, в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

И поэтому в настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности. 

Существуют разные определения понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико – ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Под функциональной грамотностью понимают также результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Предметы гуманитарного цикла «история», «обществознание» обладают рядом общих приемов формирования функциональной грамотности: позволяют прорабатывать с обучающимися задания, направленные на развитие интегративных и предметных компонентов.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

Коммуникативная

Информационная

Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.

В условиях модернизации образования роль истории и обществознания , имеющих множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

 

Глава 1.

Виды функциональной грамотности формируемые на

уроках истории

и обществознания.

 

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

Создание атмосферы сотрудничества на уроках.

Использование приемов развития критического мышления в системе.

Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.

Использование диалогового обучения,

взаимообучения

как одного из эффективных способов обучения учащихся.

Использование

самооценивания

и

взаимооценивания

.

Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями

 

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи

Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и

дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

 

 

1.2. Технологии , методы , приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке

Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно

Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)

Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках

Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на

себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.

исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

 

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

 

 Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия . Поэтому и необходимо включение в учебный процесс не только разнообразных форм деятельности , но и заданий практической направленности , что и будет формировать у обучающихся функциональную грамотность.

Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному». На протяжении всего процесса обучения используются современные технологии:

Предметно-ориентированные технологии

Технологии личностно-ориентированного обучения

Технология эвристического обучения

Диалоговые технологии

Игровые технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Рассмотрим некоторые технологии.

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

Технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории и обществознанию предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам, документам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории и обществознанию. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических документов, статей законов и т.п.

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.

2) Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

 Метод проектов - самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с разными текстами и документами на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1. Предварительный выбор старшеклассником темы. 2. Составление плана. 3. Изучение литературы по данной теме и сбор материала. 4. Создание собственного текста. 5. Защита. 6. Ответы на вопросы по теме проекта. 7. Выступление на школьной конференции, например «Серебряная альфа».

3) Игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ в преподавании любого предмета – это неограниченные возможности. С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.

Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство XIX века» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы и МХК).

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).

В практике своей работы я использую мультимедиа-пособии из серии «Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия» и «Уроки обществознания Кирилла и Мефодия», российский общеобразовательный портал, сообщество учителей истории на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Мультиурок», правовые базы «Консультант» и «Гарант» и другие.

При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:

Наименование ЭОР и ЦОР

Адрес

1

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

2

Официальный сайт ФИПИ

www.fipi.ru

3

Портал ЕГЭ

www.ege.edu.ru

4

Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов

www.fcior.edu/ru

5

Российский общеобразовательный портал

www.school.edu.ru

6

Федеральный портал «Российское образование»

www.edu.ru

7

Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

window.edu.ru

8

Сообщество учителей истории на сайте «Педсовет»

pedsovet.su

9

Открытый банк заданий по ЕГЭ и ОГЭ

www.fipi.ru

10

Решу ЕГЭ и ОГЭ – обучающая система Д. Гущина

http://reshuege.ru

11

Правовая база данных «Гарант»

http://www.garant.ru

12

Правовая база данных «Консультант-Плюс»

http://www.consultant.ru

13

Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

http://www.gdezakon.ru

14

Инфоурок

infourok.ru

15

Открытый класс

openclass.ru

16

Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

17

Учительский портал

https://www.uchportal.ru

18

Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников

http://vserosolymp.rudn.ru

19

Всем, кто учится

http://alleng.org

20

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://открытыйурок.рф

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.

На уроках можно использовать тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

В методической литературе предлагают множество приемов для того, чтобы разнообразить ход урока, сделать его более интересным, запоминающимся, эффективным.

Приведу примеры некоторых из них :

Прием

«

Корзина

»

(обучающиеся

записывают

все

понятия,

идеи,

имена по данной теме).

Прием «

Синквейн

» (первая строчка – одно существительное, вторая

строчка

описание

двумя

прилагательными,

третья

строчка

описание

действия

тремя

глаголами,

четвертая

строчка

фраза

из

четырех

слов,

показывающая отношение к

теме, пятая строка – это синоним из одного-двух

слов,

который отражает суть

понятия).

Приѐм

«

До-После

»

таблице

из

двух

столбцов

заполняется

часть

«До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод. Пример приема «До- после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы». В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце

«После» перечисляет все причины и делает вывод.

Прием

«

Инсерт

» (во

время

чтения учебного

материала

делаются

пометки).

Например,

следующие

значки:

(V)

я

это

знаю;

(+)

это

новая

информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я

знал;

(?)

это

мне

непонятно,

нужны

объяснения,

уточнения.

Прием

«

Продолжить

рассказ

»

(составить

6-7

предложений,

используя

полученные знания на

уроке).

 

Прием

«

Завершим

схему

»

(заполнение

пробелов

в

схеме,

установление и графическое изображение логических связей между звеньями

схемы).

Составление

по

тексту

учебника

кроссворда,

ребуса,

теста

(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,

на

восстановление

последовательности).

Прием «

Кластер»

(«гроздь») – выделение смысловых единиц текста

и

графическое

их

оформление

в

определенном

порядке

в

виде

грозди

винограда.

Составление

по

тексту

учебника

кроссворда,

ребуса,

теста

(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,

на

восстановление

последовательности).

Модель

Фрейер

. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по

центру

листа

пишется

ключевое

понятие.

В

левом

верхнем

углу

обязательные

характеристики,

в

правом

верхнем

углу

необязательные

характеристики,

в

левом

нижнем

углу

примеры,

в

правом

нижнем

углу

антипримеры

.

Задание на развитие критического мышления. Задание на

соотношение

видовых

понятий

с

родовыми.

Задание

на

обобщение

группы

понятий

Даны

слова,

определить,

что

между

ними

общего.

Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных

понятий,

представленных

в

перечне.

Найти

понятие,

которое

является

обобщающим

для

всех

остальных

понятий

представленного

ниже

ряда,

и

запишите цифру, под которой оно указано.

Особенно важно , чтобы такие задания применялись на уроках в старших классах , т.к. задания ОГЭ и ЕГЭ также в большей степени направлены на проверку функциональной грамотности обучающихся.

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся в старших классах.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».

Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).

Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».

Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»

Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.

9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».

Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».

Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму( индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и тд.).

Терминологический диктант. Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях

«ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.

Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры. (Тренируемся на отдельных листах с термином

«государство»). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и будут определяющие признаки: 1) единая территория, 2) население, 3)

 

публичная власть, 4) суверенитет, 5) законодательная деятельность, 6) монополия на применение силы. Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство". Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина

«выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ (№5) и государство (№7)

Задание на обобщение группы понятий

Даны слова, определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация, содружество; (общее это формы национально-государственного устройства).

Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера 2) догматы 3) храм 4) религия 5) прихожане. Конечно, приемов работы по формированию функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и навыки, воспитывать внутреннюю самооценку, повышать учебную мотивацию учеников. При работе над формированием функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, овладевший учебным инструментарием, сможет в

 

будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

 

Заключение.

Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося. Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение поставленных целей.

Характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например, предметы естественного цикла.

Предметы истории и обществознания используются для формирования функциональной грамотности учащихся. Другими словами, формируются практические способы развития функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и дисциплины краеведения. Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.

 

Литератуа:

Даутова

О.Б.,

Иваньшина

Е.

В.,

Казачкова

Т.

Б.,

Крылова

О.

Н.,

Муштавинская

И.

В.

Современные

педагогические

технологии

основной

школы

в

условиях

ФГОС

– СПб.: КАРО,

2014г.

Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как

основа

организации

деятельности

учащихся

//

Преподавание

истории

в

школе

-

2012. -

№1.

-

С.

7-13.

Лемина

Г.Л.,

Сабирова

А.Х.

История.

Обществознание.

8-11

классы:

современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,

2014.

-

124

с.

Сечина

Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.:

Учитель,

2013. -

219

с.

Лемина

Г.Л.,

Сабирова

А.Х.

История.

Обществознание.

8-11

классы:

современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,

2014.

-

124

с.

 

 

 

Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×