Функциональная грамотность при подготовки к ОГЭ | Скрипник Светлана Васильевна. Работа №333977
Темой моего выступления сегодня, является проблема объективного оценивания развернутых ответов на ОГЭ по обществознанию. И вопрос не в объективности оценивания со стороны учителя. Здесь достаточно все просто, так как к заданиям всегда для проверки есть четкие критерии оценивания и прописаны количество баллов за каждый ответ.
Проблема заключается в том, что у учащихся с несформированной функциональной грамотностью нет возможности правильно оценить свой ответ по данным заданиям, что приводит к его невыполнению и в конечном результате получению неудовлетворительной отметки по экзамену.
Сразу следует отметить, что чаще всего под функциональной грамотностью имеют ввиду уровень образованности, дающий возможность на основе практико-ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.
Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах – как важный фактор подготовки к ГИА.
Содержание
Введение
Глава 1.
Виды функциональной грамотности
,
формируемые на
уроках истории
и обществознания.
Технологии, м
етоды
, приемы и
особенности
формирования
функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ:
Тема « Формирование функциональной грамотности» не теряет своей актуальности . Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»1, в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
И поэтому в настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.
Существуют разные определения понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико – ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Под функциональной грамотностью понимают также результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Предметы гуманитарного цикла «история», «обществознание» обладают рядом общих приемов формирования функциональной грамотности: позволяют прорабатывать с обучающимися задания, направленные на развитие интегративных и предметных компонентов.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Коммуникативная
Информационная
Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.
В условиях модернизации образования роль истории и обществознания , имеющих множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.
Глава 1.
Виды функциональной грамотности формируемые на
уроках истории
и обществознания.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Использование приемов развития критического мышления в системе.
Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
Использование диалогового обучения,
взаимообучения
как одного из эффективных способов обучения учащихся.
Использование
самооценивания
и
взаимооценивания
.
Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и
дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
1.2. Технологии , методы , приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на
себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия . Поэтому и необходимо включение в учебный процесс не только разнообразных форм деятельности , но и заданий практической направленности , что и будет формировать у обучающихся функциональную грамотность.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному». На протяжении всего процесса обучения используются современные технологии:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного обучения
Технология эвристического обучения
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Рассмотрим некоторые технологии.
1) предметно-ориентированные технологии
К ним относятся
Технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории и обществознанию предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам, документам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории и обществознанию. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических документов, статей законов и т.п.
При использовании концентрированного обучения:
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.
2) Технология личностно-ориентированного обучения
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование
Метод проектов - самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с разными текстами и документами на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1. Предварительный выбор старшеклассником темы. 2. Составление плана. 3. Изучение литературы по данной теме и сбор материала. 4. Создание собственного текста. 5. Защита. 6. Ответы на вопросы по теме проекта. 7. Выступление на школьной конференции, например «Серебряная альфа».
3) Игровые технологии
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.
4) Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ в преподавании любого предмета – это неограниченные возможности. С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.
Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство XIX века» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы и МХК).
Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.
На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.
Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).
В практике своей работы я использую мультимедиа-пособии из серии «Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия» и «Уроки обществознания Кирилла и Мефодия», российский общеобразовательный портал, сообщество учителей истории на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Мультиурок», правовые базы «Консультант» и «Гарант» и другие.
При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:
№
Наименование ЭОР и ЦОР
Адрес
1
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru
2
Официальный сайт ФИПИ
www.fipi.ru
3
Портал ЕГЭ
www.ege.edu.ru
4
Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов
www.fcior.edu/ru
5
Российский общеобразовательный портал
www.school.edu.ru
6
Федеральный портал «Российское образование»
www.edu.ru
7
Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
window.edu.ru
8
Сообщество учителей истории на сайте «Педсовет»
pedsovet.su
9
Открытый банк заданий по ЕГЭ и ОГЭ
www.fipi.ru
10
Решу ЕГЭ и ОГЭ – обучающая система Д. Гущина
http://reshuege.ru
11
Правовая база данных «Гарант»
http://www.garant.ru
12
Правовая база данных «Консультант-Плюс»
http://www.consultant.ru
13
Конституция, кодексы и законы Российской Федерации
http://www.gdezakon.ru
14
Инфоурок
infourok.ru
15
Открытый класс
openclass.ru
16
Социальная сеть работников образования
nsportal.ru
17
Учительский портал
https://www.uchportal.ru
18
Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников
http://vserosolymp.rudn.ru
19
Всем, кто учится
http://alleng.org
20
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://открытыйурок.рф
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.
На уроках можно использовать тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В методической литературе предлагают множество приемов для того, чтобы разнообразить ход урока, сделать его более интересным, запоминающимся, эффективным.
Приведу примеры некоторых из них :
Прием
«
Корзина
»
(обучающиеся
записывают
все
понятия,
идеи,
имена по данной теме).
Прием «
Синквейн
» (первая строчка – одно существительное, вторая
строчка
–
описание
двумя
прилагательными,
третья
строчка
–
описание
действия
тремя
глаголами,
четвертая
строчка
–
фраза
из
четырех
слов,
показывающая отношение к
теме, пятая строка – это синоним из одного-двух
слов,
который отражает суть
понятия).
Приѐм
«
До-После
»
(в
таблице
из
двух
столбцов
заполняется
часть
«До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод. Пример приема «До- после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы». В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце
«После» перечисляет все причины и делает вывод.
Прием
«
Инсерт
» (во
время
чтения учебного
материала
делаются
пометки).
Например,
следующие
значки:
(V)
я
это
знаю;
(+)
это
новая
информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я
знал;
(?)
это
мне
непонятно,
нужны
объяснения,
уточнения.
Прием
«
Продолжить
рассказ
»
(составить
6-7
предложений,
используя
полученные знания на
уроке).
Прием
«
Завершим
схему
»
(заполнение
пробелов
в
схеме,
установление и графическое изображение логических связей между звеньями
схемы).
Составление
по
тексту
учебника
кроссворда,
ребуса,
теста
(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,
на
восстановление
последовательности).
Прием «
Кластер»
(«гроздь») – выделение смысловых единиц текста
и
графическое
их
оформление
в
определенном
порядке
в
виде
грозди
винограда.
Составление
по
тексту
учебника
кроссворда,
ребуса,
теста
(альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего,
на
восстановление
последовательности).
Модель
Фрейер
. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по
центру
листа
пишется
ключевое
понятие.
В
левом
верхнем
углу
обязательные
характеристики,
в
правом
верхнем
углу
необязательные
характеристики,
в
левом
нижнем
углу
примеры,
в
правом
нижнем
углу
антипримеры
.
Задание на развитие критического мышления. Задание на
соотношение
видовых
понятий
с
родовыми.
Задание
на
обобщение
группы
понятий
Даны
слова,
определить,
что
между
ними
общего.
Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных
понятий,
представленных
в
перечне.
Найти
понятие,
которое
является
обобщающим
для
всех
остальных
понятий
представленного
ниже
ряда,
и
запишите цифру, под которой оно указано.
Особенно важно , чтобы такие задания применялись на уроках в старших классах , т.к. задания ОГЭ и ЕГЭ также в большей степени направлены на проверку функциональной грамотности обучающихся.
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся в старших классах.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».
Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).
Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».
Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»
Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.
9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».
Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».
Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму( индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и тд.).
Терминологический диктант. Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях
«ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.
Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры. (Тренируемся на отдельных листах с термином
«государство»). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и будут определяющие признаки: 1) единая территория, 2) население, 3)
публичная власть, 4) суверенитет, 5) законодательная деятельность, 6) монополия на применение силы. Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство". Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина
«выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ (№5) и государство (№7)
Задание на обобщение группы понятий
Даны слова, определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация, содружество; (общее – это формы национально-государственного устройства).
Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера 2) догматы 3) храм 4) религия 5) прихожане. Конечно, приемов работы по формированию функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и навыки, воспитывать внутреннюю самооценку, повышать учебную мотивацию учеников. При работе над формированием функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, овладевший учебным инструментарием, сможет в
будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.
Заключение.
Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося. Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение поставленных целей.
Характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например, предметы естественного цикла.
Предметы истории и обществознания используются для формирования функциональной грамотности учащихся. Другими словами, формируются практические способы развития функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и дисциплины краеведения. Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.
Литератуа:
Даутова
О.Б.,
Иваньшина
Е.
В.,
Казачкова
Т.
Б.,
Крылова
О.
Н.,
Муштавинская
И.
В.
Современные
педагогические
технологии
основной
школы
в
условиях
ФГОС
– СПб.: КАРО,
2014г.
Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как
основа
организации
деятельности
учащихся
//
Преподавание
истории
в
школе
-
2012. -
№1.
-
С.
7-13.
Лемина
Г.Л.,
Сабирова
А.Х.
История.
Обществознание.
8-11
классы:
современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,
2014.
-
124
с.
Сечина
Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.:
Учитель,
2013. -
219
с.
Лемина
Г.Л.,
Сабирова
А.Х.
История.
Обществознание.
8-11
классы:
современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель,
2014.
-
124
с.
Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1