"Функциональная грамотность при решении заданий ОГЭ по географии в 9-х классах» | Ахатова Кристина Игоревна. Работа №309120
Автор: Ахатова Кристина Игоревна, учитель географии филиал МБОУ «Караванная казачья СОШ» Оренбургская область , Россия.
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты ипользование различных видов функциональной грамотности при подготовки выполнению заданий ОГЭ по географии за курс 9 класса.
успешная сдача экзамена ГИА по географии требует не только географических знаний, но и развитых навыков функциональной грамотности в разных областях. Эти навыки первоначально формируются на соответствующих уроках, но используются, в том числе, и при решении заданий ГИА.
Функциональная грамотность при решении заданий ОГЭ по географии в 9-х классах
АННОТАЦИЯ: в статье рассматриваются некоторые аспекты использования различных видов функциональной грамотности при подготовке к выполнению заданий ГИА по географии за курс 9 класса. Рассматриваются конкретные примеры из сборника заданий.
Ключевые слова:
функциональная грамотность,
естественнонаучная грамотность,
математическая грамотность,
читательская грамотность
В 1957 году ЮНЕСКО вводит новый термин: функциональная грамотность. Это понятие первоначально определялось как совокупность умений читать и писать для решений житейских проблем в повседневной жизни. Первоначально это определение использовалось по отношению ко взрослому населению, однако впоследствии функциональная грамотность становится частью школьного образования. По словам А. А. Леонтьева — ведущего специалиста в области психолингвистики - Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретённые в течение жизни знания и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Законодательную основу необходимости развивать функциональную грамотность в образовательных организациях (ОО) составляют Приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, которые вступают в силу 01.09.2022 г.
В Требованиях к условиям реализации программы основного общего образования в п. 35.2 говорится о необходимости формирования функциональной грамотности обучающегося (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированный предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Функциональная грамотность не является самоцелью, она формируется при выполнении требований ФГОС. При этом необходимо ориентироваться на личностные, предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности. Можно сказать, что функциональная грамотность — это инструмент, с помощью которого реализуются базовые знания, составляющие фундамент обучения.
При изучении географии и подготовке к выполнению заданий государственной итоговой аттестации необходимо использование навыков естественнонаучной, математической и читательской грамотности.
Естественнонаучная грамотность подразумевает, что человек активно интересуется естественнонаучными проблемами. С точки зрения географии — это особенности процессов и явлений в геосферах, экологические проблемы, использование и охрана природных ресурсов.
Например, при решении задания ГИА:
Расположите города России в порядке увеличения средних температур воздуха в январе. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Красноярск
2) Екатеринбург
3) Тула
Для решения подобных задач, конечно, надо одновременно использовать соответствующие карты атласа: климатическую и административную. Умение работать с географическими картами — часть естественнонаучной грамотности. Необходимо правильно отобрать нужные источники информации и корректно ими воспользоваться. При этом надо помнить, что континентальность климата возрастает с запада на восток и температура января также понижается с запада на восток. Поэтому правильный ответ : 123.
Здесь же нужны навыки и математической грамотности, чтобы правильно понять условие задания, т.к. некоторые ученики могут не сообразить, что -20 на самом деле МЕНЬШЕ, чем -10. Надо просто помнить математическую закономерность — отрицательные числа тем меньше, чем они больше по модулю.
Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
1) Мурманская область
2) Алтайский край
3) Вологодская область
При решении этого задания почвенная карта нам подскажет, что в Мурманской области преобладают тундрово-глеевые почвы, в Алтайском крае — чернозём, а в Вологодской области — подзолистые почвы. Естественнонаучная грамотность подскажет, что плодородие зависит от содержания гумуса в почве и что максимальное содержание гумуса в чернозёме, а минимальное в тундрово-глеевой почве. Поэтому правильный ответ — 231.
Карта погоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
1) Оренбург
2) Новосибирск
3) Нижний Новгород
4) Тюмень
Решение подобных заданий требует умения анализировать карты и на основании имеющихся данных делать вывод о возможных последствиях тех или иных процессов в геосферах. Здесь мы видим, что тёплый фронт подходит к Нижнему Новгороду, поэтому именно там ожидается потепление.
Вообще, задания на анализ карт являются достаточно трудными потому что требуют образного мышления. Хороший пример — задание 12, где необходимо представить местность, выбрать участок и объяснить свой выбор.
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Для решения этого задания надо использовать информацию, которой нет в условии — Солнце светит с южной стороны, поэтому оно лучше освещает северный склон долины (или южный склон холма), поэтому участки 1 и 2 лучше освещаются Солнцем, чем участок 3, а расположение участка 2 рядом с шоссе позволит легко вывозить собранный урожай. Решение подобных заданий требует умения представить местность, изображённую с помощью условных знаков, особенно необходимо умение чтения рельефа, показанного горизонталями. Эти умения отрабатываются при изучении соответствующих тем в курсе 6 класса, а проверяются в заданиях ГИА. Особенно серьёзные трудности в этом блоке вызывает задание с анализом профилей местности. Заданий по построению профилей практически нет в учебниках, а подобные вопросы встречаются и в ГИА, и в ВПР, и в ЕГЭ
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
Для правильного ответа надо уметь определять абсолютную высоту точки по горизонталям, учитывать крутизну склонов. Если обучающегося научили приёмам определения абсолютной высоты, то он может, зная что высота точки А около 132 м, а высота точки В около 156 м сразу назвать наиболее вероятные варианты ответа — 1 и 4, а учитывая крутизну склона, найти единственный правильный ответ — 4. Успешное решение подобных заданий требует тренировочных работ на уроках. При анализе рельефа местности учащиеся должны запомнить, что крутизна склонов тем больше, чем ближе расположены друг к другу горизонтали.
При решении задания ОГЭ №16, которое считается сложным, требуется целый комплекс навыков функциональной грамотности:
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Название пункта
Географические координаты пункта наблюдения
Высота над уровнем моря, м
Средняя температура воздуха, С
Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками
июль
январь
А
50 с. ш. 54 в. д.
112
+21,9
–14,8
80
Б
53 с ш. 51 в. д.
54
+20,6
–13,2
94
В
56 с. ш. 47 в. д.
93
+19,8
–12,8
122
Г
56 с. ш. 42 в. д.
120
+18,3
–9,7
112
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Даша: Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки.
2) Саша: Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур.
3) Сергей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферные осадки.
4) Юля: Чем западнее, тем жарче в июле.
Во-первых, конечно, требуется естественнонаучная грамотность, умение выделить необходимую информацию. Здесь каждое утверждение соответствует определённым столбцам таблицы. Например, вывод Даши требует соотнести второй и шестой столбцы. Сначала необходимо понять, что движение на северо-запад — это движение от А до В (пункт Г расположен ЗАПАДНЕЕ, а не северо-западнее пункта В). Для этого можно воспользоваться картой, но можно и просто проанализировать координаты пунктов — широта растёт до определённого предела, а долгота уменьшается, значит движение от пункта к пункту происходит к северо-западу. Анализируя вывод Даши дальше, мы видим, что количество дней с осадками в направлении северо-запада не уменьшается, а растёт.
Утверждение Саши требует использования навыков математической грамотности — вычитание положительных и отрицательных чисел. Если амплитуда вычислена правильно, то мы находим верный ответ на вопрос теста.
На сайте ФИОКО даётся определение понятия математическая грамотность: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Вообще, элементарные навыки математической грамотности требуются для успешного прохождения экзамена по географии. Например, задания 22-23. Здесь требуется анализ таблиц, умение выделить из большого количества информации именно ту, которая необходима для решения задания.
Какое утверждение, характеризующее миграции населения в России в 2000–2005 гг., верно?
Общие итоги миграции населения в России в 2000–2005 гг. (человек)
Число прибывших
Число выбывших
2000 г.
2005 г.
2000 г.
2005 г.
Миграция в пределах России:
2 302 999
1 911 409
2 274 854
1 911 409
внутрирегиональная
1 284 592
1 095 724
1 284 592
1 095 724
межрегиональная
1 018 407
815 685
990 262
815 685
Международная миграция
359 330
177 230
145 720
69 798
Всего:
2 662 329
2 088 639
2 420 574
1 981 207
1) В 2005 г. число прибывших в Россию из других стран было больше, чем в 2000 г.
2) В 2000 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чем в 2005 г.
3) В 2005 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2000 г.
4) В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2005 г.
Для верного решения этого задания надо выделить необходимую информацию из таблицы и сравнить данные:
1) В 2005 г. число прибывших в Россию из других стран было больше, чем в 2000 г. - НЕВЕРНО
Число прибывших
2000 г.
2005 г.
Международная миграция
359 330
177 230
2) В 2000 г. число переселенцев из одного региона России в другой было больше, чем в 2005 г. - ВЕРНО
Число прибывших
2000 г.
2005 г.
межрегиональная
1 018 407
815 685
3) В 2005 г. число выбывших из России в другие страны было больше, чем в 2000 г. - НЕВЕРНО
Число выбывших
2000 г.
2005 г.
Международная миграция
145 720
69 798
4) В 2000 г. число переселенцев внутри регионов России было меньше, чем в 2005 г. - НЕВЕРНО
2000 г.
2005 г.
внутрирегиональная
1 284 592
1 095 724
В интернете встречается такое определение читательской грамотности: Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Читательская грамотность — важнейшее условие успешной сдачи экзамена. Часто приходится наблюдать такую картину — задание решено правильно, но неправильно написан ответ и вместо заслуженного балла ставится ноль. Например: Определите, столица какой республики в составе РФ имеет географические координаты 62 с. ш. 34 в. д. Обучающиеся правильно определяют координаты, находят город и пишут в ответе — ПЕТРОЗАВОДСК, но в вопросе требовалось ответить КАРЕЛИЯ. Также ошибки появляются и в вопросах, где требуется расположить пункты по возрастанию или по убыванию какого-либо показателя. Для борьбы с этими ошибками надо на этапе подготовки приучать ставить дополнительные вопросы к заданию: Субъект — это город или республика? По возрастанию — это от меньшего к большему? Всё это — составная часть навыка читательской грамотности.
Таким образом, мы видим, что успешная сдача экзамена ГИА по географии требует не только географических знаний, но и развитых навыков функциональной грамотности в разных областях. Эти навыки первоначально формируются на соответствующих уроках, но используются, в том числе, и при решении заданий ГИА.
Образовательная система Школа 2100. Педагогика здравого смысла / под рел. А. А. Леонтьева, М.: Болосс 2003. С. 35
https://rg.ru/2021/07/06/minpros-prikaz287-site-dok.html#:~:text
Здесь и далее задания взяты с сайта Решу ЕГЭ — Сдам ГИА
https://geo-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=32