Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность в контексте предмета «Основы безопасности и защиты Родины» | Потылицын Андрей Дмитриевич. Работа №350771

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. Статья посвящена развитию функциональной грамотности учащихся в рамках преподавания предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Рассматривается, как функциональная грамотность влияет на способность школьников ориентироваться в современном информационном и социальном пространстве, а также какие навыки и знания они получают через практические задания и анализ ситуаций, связанных с безопасностью.

Ключевые слова: функциональная грамотность, безопасность, защита Родины, критическое мышление, умение работать с информацией, практическое обучение, основы безопасности.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»

 

Потылицын Андрей Дмитриевич, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доможаковская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Доможакова»

 

Аннотация. Статья посвящена развитию функциональной грамотности учащихся в рамках преподавания предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Рассматривается, как функциональная грамотность влияет на способность школьников ориентироваться в современном информационном и социальном пространстве, а также какие навыки и знания они получают через практические задания и анализ ситуаций, связанных с безопасностью.

Ключевые слова: функциональная грамотность, безопасность, защита Родины, критическое мышление, умение работать с информацией, практическое обучение, основы безопасности.

 

В современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности учащихся. Этот термин обозначает способность человека эффективно использовать знания в различных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность включает в себя не только базовые навыки чтения и письма, но и умение воспринимать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения, а также адекватно реагировать на различные вызовы и угрозы. В контексте преподавания предмета «Основы безопасности и защиты Родины» функциональная грамотность играет ключевую роль, поскольку помогает учащимся подготовиться к решению задач, связанных с безопасностью их личной жизни и защиты страны в целом.

Основной целью данного предмета является формирование у школьников системы знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения личной безопасности и защиты Родины в современных условиях. Эти знания не ограничиваются исключительно теоретической информацией о безопасности, но должны включать также практическое применение знаний в повседневной жизни. Важнейшими составляющими функциональной грамотности в данном контексте являются критическое мышление, способность к анализу и самостоятельному решению проблем, умение работать с информацией, а также готовность действовать в условиях неопределенности.

Практическая работа на уроках «Основы безопасности и защиты Родины» позволяет учащимся не только познакомиться с теоретическими аспектами безопасности, но и научиться применять эти знания в конкретных ситуациях. Например, задание по анализу и защите личных данных учащиеся позволяет понять, как важно сохранять конфиденциальность в цифровом пространстве и какие действия следует предпринимать, чтобы защитить себя от различных видов киберугроз. Это задание требует от учащихся не только знаний об угрозах, но и способности оценить риски, выбрать оптимальные способы защиты и действовать на основе полученной информации.

Очень важно развивать у школьников способность к самостоятельному анализу ситуаций, а также умение работать с различными источниками информации. Одним из примеров таких заданий может быть задание, связанное с анализом новостей. Учащиеся могут получить несколько материалов по одной теме и должны будут проанализировать их с точки зрения достоверности, выявить манипулятивные приемы и источники возможных искажений. Такой подход способствует развитию навыков критического мышления и позволяет учащимся осознать важность точности и объективности информации, особенно когда речь идет о вопросах, касающихся безопасности.

Развитие функциональной грамотности через уроки «Основы безопасности и защиты Родины» также связано с обучением школьников правилам поведения в экстремальных ситуациях. Например, в случае природных катастроф, чрезвычайных ситуаций или угроз террористических актов учащиеся должны не только знать, как действовать, но и уметь анализировать ситуацию, принимать решения на основе полученной информации и адекватно реагировать на происходящее. Практическое задание, связанное с моделированием чрезвычайной ситуации (например, эвакуации из учебного заведения), помогает учащимся применить знания, а также развивает способность к решению проблем и быстрому принятию решений.

Не менее важным аспектом функциональной грамотности является умение работать с информацией в условиях цифрового мира. Современные угрозы безопасности, такие как киберпреступность, фейковые новости, манипуляции общественным мнением, требуют от учеников навыков оценки надежности и достоверности информации. Задания, связанные с проверкой источников информации, поиском фактов и подтверждений, способствуют не только развитию умения фильтровать информацию, но и формируют ответственность за выбор источников, от которых зависит их безопасность.

Функциональная грамотность учащихся в контексте безопасности Родины также включает в себя развитие навыков командной работы. В условиях современного мира задачи безопасности и защиты могут требовать коллективных усилий. Учащиеся должны учиться работать в группе, координировать свои действия, разрабатывать общие решения для обеспечения безопасности и защиты.

Примером задания может служить коллективное создание и презентация плана по обеспечению безопасности в условиях крупномасштабной катастрофы или военного конфликта. Работая в группе, учащиеся учат осознавать важность взаимодействия и координации действий, а также учат оценивать различные аспекты угроз и принимать взвешенные решения в коллективе. Это развивает как коммуникативные навыки, так и способности к анализу и решению комплексных задач.

Также стоит отметить, что функциональная грамотность в контексте предмета «Основы безопасности и защиты Родины» включает в себя не только знания и умения, но и определенные ценности и установки. Школьники должны понимать важность своей роли в обеспечении безопасности страны и своей собственной безопасности. Задания, направленные на развитие осознания ответственности за свою жизнь и безопасность, помогают сформировать у учащихся активную гражданскую позицию.

Одним из важных элементов развития функциональной грамотности является обучение учащихся оценке рисков и принятия обоснованных решений. В условиях постоянных изменений и появления новых угроз (в том числе в информационном пространстве) способность принять правильное решение на основе анализа ситуации становится ключевым навыком. Для этого в рамках курса «Основы безопасности и защиты Родины» можно организовывать практические задания, на которых учащиеся будут моделировать различные сценарии угроз безопасности, например, террористический акт, авария на химическом предприятии или кибератака. В процессе таких заданий учащиеся учат оценивать риски, планировать возможные действия и вырабатывать стратегии защиты.

Таким образом, функциональная грамотность является основой подготовки школьников к самостоятельному, осознанному и безопасному существованию в условиях современного мира. На уроках «Основы безопасности и защиты Родины» учащиеся приобретают важнейшие знания и умения, которые не только помогают им эффективно справляться с личной безопасностью, но и развивают их способность к анализу, оценке рисков и принятию обоснованных решений. Важно, чтобы эти навыки и умения учащиеся развивали не только теоретически, но и на практике, решая конкретные задачи безопасности и защиты Родины.

 

Список литературы

Кузнецов, В. П. Безопасность жизнедеятельности и защита Родины: учебное пособие. — М.: Академия, 2017.

Черкасов, В. М., Черкасов, А. В. Функциональная грамотность и безопасность в контексте современного образования. — М.: Образование и наука, 2019.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×