Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность в контексте учебных задач: как обучать детей применять математику в реальных жизненных ситуациях | Гужаковская Татьяна Валентиновна. Работа №355283

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Функциональная грамотность является важным аспектом математического образования, направленным на развитие у детей способности применять математические знания в реальных жизненных ситуациях. Учебные задачи, основанные на повседневных сценариях, способствуют укреплению практических навыков и развитию способности анализировать и решать задачи в контексте реальной жизни. В данной статье рассматриваются методы и подходы, которые помогают формировать функциональную грамотность через использование разнообразных учебных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическое образование, реальная жизнь, учебные задачи, прикладная математика, анализ и решение задач.

Функциональная грамотность в контексте учебных задач: как обучать детей применять математику
в реальных жизненных ситуациях

 

Гужаковская Татьяна Валентиновна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4»
г. Троицк Челябинской области

 

Аннотация. Функциональная грамотность является важным аспектом математического образования, направленным на развитие у детей способности применять математические знания в реальных жизненных ситуациях. Учебные задачи, основанные на повседневных сценариях, способствуют укреплению практических навыков и развитию способности анализировать и решать задачи в контексте реальной жизни. В данной статье рассматриваются методы и подходы, которые помогают формировать функциональную грамотность через использование разнообразных учебных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическое образование, реальная жизнь, учебные задачи, прикладная математика, анализ и решение задач.

 

Математика является основным инструментом для решения различных задач в повседневной жизни. Однако многие ученики сталкиваются с трудностями в применении математических знаний за пределами школьных занятий. Именно поэтому одним из главных приоритетов современного образования становится формирование функциональной грамотности, которая направлена на развитие у детей способности решать задачи, используя математические методы в реальных жизненных контекстах.

Функциональная грамотность требует от учащихся умения не только решать абстрактные математические задачи, но и интерпретировать их в реальных ситуациях. Например, способность анализировать финансовые данные, планировать бюджет, решать задачи, связанные с измерениями или статистическими исследованиями — это те навыки, которые необходимы в повседневной жизни и формируют основу функциональной грамотности.

Одним из наиболее эффективных подходов к формированию функциональной грамотности является использование учебных задач, основанных на реальных жизненных примерах. Такие задачи предоставляют учащимся возможность самостоятельно решать прикладные проблемы, анализировать их и использовать математические методы для нахождения решений. Например, учащиеся могут изучать задачи на расчет стоимости товаров, налогообложение, оптимизацию маршрутов или прогнозирование данных.

Для успешного обучения применению математики в жизни важно учитывать контекст. Сценарии задач могут быть разнообразными: от планирования семейного бюджета до анализа данных о качестве воды в городе. Каждая из задач направлена на развитие практических навыков и понимание того, как математические концепции можно применять в реальной жизни.

Примером может служить задача, связанная с управлением личными финансами. Учащиеся могут рассчитать стоимость покупок с учетом скидок, налогообложения и доставки, используя знания о процентах, дробях, а также арифметических операциях. В этом процессе они учатся не только использовать формулы и алгоритмы, но и оценивать полученные результаты с точки зрения их применимости к реальной ситуации.

Еще один подход — создание учебных задач, основанных на статистических исследованиях. Например, анализ данных об изменении цен на продукты питания в различных магазинах может способствовать формированию у учащихся способности сравнивать показатели, анализировать тренды и делать выводы на основе статистики. Это не только укрепляет математические знания, но и развивает навыки критического мышления.

Кроме того, использование мультимедийных инструментов и цифровых приложений способствует углублению функциональной грамотности. Онлайн-калькуляторы, симуляторы и образовательные платформы предлагают учащимся возможность моделировать реальные задачи, которые требуют анализа и нахождения оптимальных решений. Виртуальные лаборатории и программы позволяют учащимся моделировать сложные ситуации и на основе этого находить математически обоснованные ответы.

Учебные задачи, ориентированные на прикладное применение математики, также способствуют развитию междисциплинарных связей. Например, задача на разработку графика движения в рамках транспортного проекта требует знания не только математики, но и геометрии, а также логистики. Такое сочетание различных дисциплин помогает детям понимать, как математика интегрируется в другие области знаний и профессиональные сферы.

Таким образом, формирование функциональной грамотности через математические задачи помогает детям развивать не только теоретические знания, но и навыки, которые необходимы для успешного взаимодействия с реальными жизненными ситуациями. Использование разнообразных примеров и задач, основанных на реальном контексте, способствует созданию устойчивого мостика между теорией и практикой, формируя у учащихся уверенность в применении математических знаний в повседневной жизни.

 

 

Список литературы

Дорофеев А. В.,

Одинокова

О. В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.

Акмуллы

. 2022. №1-3 (62).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki-1

Скрябина А. Г., Иванова А. В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-2.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki

Шатова Ю. Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках математики // Инновационная наука.

2023.

№9-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-matematiki

Шумакова Л. Г. Особенности развития функциональной грамотности на уроках математики // Вестник науки и образования.

2022. №4-1 (124).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-matematiki

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×