Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность в современном образовании | Байдалова Софья Дмитриевна . Работа №306816

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г.Воркуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байдалова Софья Дмитриевна, учитель начальных классов.

АННОТАЦИЯ

 

В сфере образования функциональная грамотность одна из основных тем для обсуждения на всех уровнях: начиная от школы до Министерств образований регионов России. Формирование навыка функциональной грамотности – умение адаптации к новому.

Одна из главных задач в современном образовании – функциональная грамотность учащихся. Признаком качества в наши дни считается уровень сформированности функциональной грамотности в мировых масштабах, от школьного до государственного. Преимущественно конкурентоспособное образование считается то, обучающиеся которого добились высокого и базисного уровня в функциональной грамотности.

               Современный мир – это цифровая реальность, цель учителя обучить всячески быстро адаптироваться в нем. Так как в настоящее время возникает множество новых технологий, сфер экономики и овладение одной специальностью недостаточно человеку, требуется обучаться и переучиваться, пребывая всегда в потоке новой информации, требование к адаптации новых операций непрерывно растет. Проработка функциональной грамотностью поможет ориентироваться в потоках информации и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Данные вопросы делаются новой реалией, адаптация к неопределенности – это один из функциональных навыков в наше время.

               Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В сфере образования функциональная грамотность одна из основных тем для обсуждения на всех уровнях: начиная от школы до Министерств образований регионов России. Формирование навыка функциональной грамотности – умение адаптации к новому.

Ключевые слова: функциональная грамотность, конкурентоспособное образование, благосостояние, благополучие, цифровая реальность.

Одна из главных задач в современном образовании – функциональная грамотность учащихся. Признаком качества в наши дни считается уровень сформированности функциональной грамотности в мировых масштабах, от школьного до государственного. Преимущественно конкурентоспособное образование считается то, обучающиеся которого добились высокого и базисного уровня в функциональной грамотности.

               Термин «функциональная  грамотность»  введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

               Особенности понятия функциональной грамотности:

-направленность на решение бытовых проблем;

-основа – базовый уровень навыков чтения и письма;

-возможность решения стандартных стереотипных задач.

               Виды функциональной грамотности:

1.  Читательская грамотность

2.  Математическая грамотность

3.  Естественнонаучная грамотность

4.  Финансовая грамотность

5.  Глобальные компетенции

6.  Креативное мышление

               Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

               Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

               Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

               Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

               Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

               Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

               Функционально грамотная личность

•              человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);

•              человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);

•              человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей.

               Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

               Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность, и т.д.). Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

               К основным показателям готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников следует отнести следующие компетенции:

– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;

– разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке;

– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;

– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;

– создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

               Интернациональное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: читательская грамотность, естественнонаучная и математическая грамотность, массовые компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность. Комплекс таких навыков ориентирует в решении настоящих жизненных задач. Функциональная грамотность в наши дни как указатель общего благополучия.

               Современный мир – это цифровая реальность, цель учителя обучить всячески быстро адаптироваться в нем. Так как в настоящее время возникает множество новых технологий, сфер экономики и овладение одной специальностью недостаточно человеку, требуется обучаться и переучиваться, пребывая всегда в потоке новой информации, требование к адаптации новых операций непрерывно растет. Проработка функциональной грамотностью поможет ориентироваться в потоках информации и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Данные вопросы делаются новой реалией, адаптация к неопределенности – это один из функциональных навыков в наше время. Исходная проблема воссоздана в исследовательской работе А. Мозговой и Е. Авторами рассматривается адаптация к неопределенности как неустранимое свойство повседневности, которое теряет качество чрезвычайности и трактуется как согласование личности с макро и микросредой.

               Ученикам необходимо разрешить принимать участие в актуальных задачах, выработка жизненного навыка возможно в школьные годы. Например, обнаружить в доме газовый счетчик, записать сведения на лист бумаги и подать сведения в РАЦ, вычислить тариф и ежемесячное использование природного газа. Задача не простая, как кажется, но управится с ней может каждый школьник. После проведенной работы с обучающимися можно рассмотреть тарифы и условия на другие приборы – это и есть функциональная грамотность в области математике.

               Для повышения финансовой грамотности, подростки могут познакомиться с базовыми соображениями финансовой грамотности и научиться принимать решения для улучшения личного благополучия. Для того чтобы, акклиматизировать этот вид грамотности, преподаватели создают для учащихся условия с банковскими задачами, денежными операциями, иными вероятностями финансового рынка. Одним из поручений является поиск с подмогою интернета условий взносов и вычисление особенно выгодного вложения, руководитель и учащиеся могут совместно проверить и услышать точку зрения любого ученика, оттого собственно в этом банке вклад будет преимущественно прибыльным. Во время мировой пандемии, которая началась в 2019 году, образованию нуждались свежие навыки в дистанционном обучении, настоящий вопрос также зацепил другие сферы жизнедеятельности человека. Таким образом уровень функциональной грамотности формируется за счет развития технологий в жизни.

               Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СИТОЧНИКОВ

 

1. Гершунский Б.С. Философия образовани* [Текст], — М.: МПСИ, Флинта,1998, - 432с,

2.Ермолснко В.А., Перченок Р-Л., Черноглазкин СЮ, Дидактические основы функциональной грамотности в совремснных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] Российская академия образования, теории образования и педагогики. — М.: ИТОГ] РАО,1999. - 228 с,

3. Онушкин В.Г, Огарев В,И, Проблема грамотности в КОНТСКСТС социальных перемен [Текст] Человек и образовапие, С, 44-49,

4. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциопальной грамотности школьников, adilet.zan.kz1rusidocs!P1200000832 ,

5. Лебедев О,Е, Компетентностиый подход в образовании“ Ш КОЛЬНЫС технологии -2004г.

6. Бабушкина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы № 1002, г. Москва 

7. https://pandia.ru/text/78/444/96691.php

8. https://pandia.ru/text/80/557/1200-2.php

9.https://infourok.ru/razvitie-funkcionalnoy-gramotnosti-cherez-effektivnie-metodi-i-formi-na-uroke-russkogo-yazika-739588.html

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г.Воркуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байдалова Софья Дмитриевна, учитель начальных классов.

АННОТАЦИЯ

 

В сфере образования функциональная грамотность одна из основных тем для обсуждения на всех уровнях: начиная от школы до Министерств образований регионов России. Формирование навыка функциональной грамотности – умение адаптации к новому.

Одна из главных задач в современном образовании – функциональная грамотность учащихся. Признаком качества в наши дни считается уровень сформированности функциональной грамотности в мировых масштабах, от школьного до государственного. Преимущественно конкурентоспособное образование считается то, обучающиеся которого добились высокого и базисного уровня в функциональной грамотности.

Современный мир – это цифровая реальность, цель учителя обучить всячески быстро адаптироваться в нем. Так как в настоящее время возникает множество новых технологий, сфер экономики и овладение одной специальностью недостаточно человеку, требуется обучаться и переучиваться, пребывая всегда в потоке новой информации, требование к адаптации новых операций непрерывно растет. Проработка функциональной грамотностью поможет ориентироваться в потоках информации и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Данные вопросы делаются новой реалией, адаптация к неопределенности – это один из функциональных навыков в наше время.

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В сфере образования функциональная грамотность одна из основных тем для обсуждения на всех уровнях: начиная от школы до Министерств образований регионов России. Формирование навыка функциональной грамотности – умение адаптации к новому.

Ключевые слова: функциональная грамотность, конкурентоспособное образование, благосостояние, благополучие, цифровая реальность.

Одна из главных задач в современном образовании – функциональная грамотность учащихся. Признаком качества в наши дни считается уровень сформированности функциональной грамотности в мировых масштабах, от школьного до государственного. Преимущественно конкурентоспособное образование считается то, обучающиеся которого добились высокого и базисного уровня в функциональной грамотности.

Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Особенности понятия функциональной грамотности:

-направленность на решение бытовых проблем;

-основа – базовый уровень навыков чтения и письма;

-возможность решения стандартных стереотипных задач.

Виды функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Функционально грамотная личность

человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т.д.);

человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т.д.);

человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей.

Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность, и т.д.). Готовность педагога к формированию функциональной грамотности обучающихся рассматривается как интегративное личностное качество, характеризующееся наличием у учителя специальных когнитивных и технологических ресурсов, позволяющих проектировать и реализовывать процесс функциональной грамотности обучающихся; средствами определенной предметной области, опыта их применения в образовательном процессе школы, сформированных соответствующих профессиональных установок и позиций.

К основным показателям готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников следует отнести следующие компетенции:

– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;

– разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке;

– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;

– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;

– создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

Интернациональное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: читательская грамотность, естественнонаучная и математическая грамотность, массовые компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность. Комплекс таких навыков ориентирует в решении настоящих жизненных задач. Функциональная грамотность в наши дни как указатель общего благополучия.

Современный мир – это цифровая реальность, цель учителя обучить всячески быстро адаптироваться в нем. Так как в настоящее время возникает множество новых технологий, сфер экономики и овладение одной специальностью недостаточно человеку, требуется обучаться и переучиваться, пребывая всегда в потоке новой информации, требование к адаптации новых операций непрерывно растет. Проработка функциональной грамотностью поможет ориентироваться в потоках информации и адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Данные вопросы делаются новой реалией, адаптация к неопределенности – это один из функциональных навыков в наше время. Исходная проблема воссоздана в исследовательской работе А. Мозговой и Е. Авторами рассматривается адаптация к неопределенности как неустранимое свойство повседневности, которое теряет качество чрезвычайности и трактуется как согласование личности с макро и микросредой.

Ученикам необходимо разрешить принимать участие в актуальных задачах, выработка жизненного навыка возможно в школьные годы. Например, обнаружить в доме газовый счетчик, записать сведения на лист бумаги и подать сведения в РАЦ, вычислить тариф и ежемесячное использование природного газа. Задача не простая, как кажется, но управится с ней может каждый школьник. После проведенной работы с обучающимися можно рассмотреть тарифы и условия на другие приборы – это и есть функциональная грамотность в области математике.

Для повышения финансовой грамотности, подростки могут познакомиться с базовыми соображениями финансовой грамотности и научиться принимать решения для улучшения личного благополучия. Для того чтобы, акклиматизировать этот вид грамотности, преподаватели создают для учащихся условия с банковскими задачами, денежными операциями, иными вероятностями финансового рынка. Одним из поручений является поиск с подмогою интернета условий взносов и вычисление особенно выгодного вложения, руководитель и учащиеся могут совместно проверить и услышать точку зрения любого ученика, оттого собственно в этом банке вклад будет преимущественно прибыльным. Во время мировой пандемии, которая началась в 2019 году, образованию нуждались свежие навыки в дистанционном обучении, настоящий вопрос также зацепил другие сферы жизнедеятельности человека. Таким образом уровень функциональной грамотности формируется за счет развития технологий в жизни.

Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СИТОЧНИКОВ

 

1. Гершунский Б.С. Философия образовани* [Текст], — М.: МПСИ, Флинта,1998, - 432с,

2.Ермолснко В.А., Перченок Р-Л., Черноглазкин СЮ, Дидактические основы функциональной грамотности в совремснных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] Российская академия образования, теории образования и педагогики. — М.: ИТОГ] РАО,1999. - 228 с,

3. Онушкин В.Г, Огарев В,И, Проблема грамотности в КОНТСКСТС социальных перемен [Текст] Человек и образовапие, С, 44-49,

4. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциопальной грамотности школьников, adilet.zan.kz1rusidocs!P1200000832 ,

5. Лебедев О,Е, Компетентностиый подход в образовании“ Ш КОЛЬНЫС технологии -2004г.

6. Бабушкина Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы № 1002, г. Москва 

7. https://pandia.ru/text/78/444/96691.php

8. https://pandia.ru/text/80/557/1200-2.php

9.https://infourok.ru/razvitie-funkcionalnoy-gramotnosti-cherez-effektivnie-metodi-i-formi-na-uroke-russkogo-yazika-739588.html

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×