Функциональная грамотность. Задачи на развитие математической грамотности. | Мой кабинет. Работа №352122
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
«Математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Функциональная грамотность. Задачи на развитие математической грамотности.
Задание 1. «Спортивный магазин».
Задача.
1.Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей надо заплатить за покупку, состоящую из четырёх теннисных ракеток и пяти теннисных мячей? Запиши решение и ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - Личная жизнь, уметь в магазине рассчитать стоимость покупки.
• Уровень сложности задания –1
• Формат ответа – краткий ответ
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами; составление числового выражения, соответствующего условию задания
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, упорядочивать действия
Система оценивания
1 балл - Записано числовое выражение подсчёта суммы денег (сумма двух произведений), например, 890*4+58*5. Ответ считается верным, сумма найдена подсчетом слагаемых.
0 балл - Другие ответы Ответ отсутствует.
Задание 2. «День рождения».
Задача.
Вера родилась в ноябре 2008 года. Сколько полных лет было Вере в мае 2018 года? Запиши ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Время
• Компетентностная область оценки - Применять
• Контекст - Личная жизнь
• Уровень сложности задания –1
• Формат ответа – краткий ответ
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами;
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения.
Система оценивания
1 балл - Записано число 9.
0 балл - Другие ответы Ответ отсутствует.
Задание 3. «Багаж в аэропорту».
Задача.
По правилам авиаперевозок, если багаж весит больше 20 кг, то за перевес нужно доплатить. Рассмотри рисунок с багажом туриста и ответь на вопрос: за сколько килограммов туристу придётся доплатить? Запиши решение и ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки – Количество
• Компетентностная область оценки – Применять
• Контекст - Личная жизнь, в поездках.
• Уровень сложности задания –1
• Формат ответа – краткий ответ в виде числового выражения
• Описание задания («объект оценки») – прикидка результата сложения двух или нескольких величин
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: интерпретировать данные, приведенные в тексте и на рисунке; учитывать все условия, находить разные решения практической задачи.
Система оценивания
1балл -Записано числовое выражение (13+6+4)-20, ответ записан по действиям.
0 балл - Другие ответы Ответ отсутствует.
Задание 4. «Шоу мыльных пузырей».
Задача.
Билет на «Шоу мыльных пузырей» стоит для взрослого 600 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного трёхлетнего малыша?
Запишите решение и ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки – Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - Личная жизнь, уметь рассчитать расходы.
• Уровень сложности задания - 2
• Формат ответа – развернутый ответ
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами; понимание смысла арифметического действия (деление с остатком), прикидка результата
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: формулировать вывод
Система оценивания
2 балла Дано полное объяснение
1 балл Объяснение неполное
0 баллов Другие ответы. Ответ отсутствует.
Задание5. «Журнальный столик».
Задача.
На рисунке внизу представлен эскиз крышки журнального столика. Найди площадь крышки столика, если длина одной клетки соответствует 1 дм. Запиши решение.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки – Изменение и зависимости
• Компетентностная область оценки - Применять
• Контекст - Личная жизнь
• Уровень сложности задания – 2
• Формат ответа – краткий ответ
• Описание задания («объект оценки») – соотнесение установление зависимости между величинами, нахождение площади
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: устанавливать зависимость между данными.
Система оценивания
2 балла- Дано полное решение,
1 балл- Объяснение неполное, не указаны единицы площади или нет вычисления.
0 баллов- Другие ответы. Ответ отсутствует.
Задание 6. «Задание на лето».
Задача.
Подруги прочитали несколько книг из списка литературы, заданной на лето. Количество прочитанных книг по месяцам указано в таблице. Ответь на вопросы.
Июнь
Июль
Август
Катя
3
2
5
Маша
1
4
2
Алиса
2
6
4
Вика
1
2
1
1.1 Сколько книг прочитала Катя в августе? Запиши ответ.
1.2 Кто из подруг за лето прочитал книг больше всех. Запиши полный ответ.
1.1 Характеристики задания:
• Содержательная область оценки – Временное пространство
• Компетентностная область оценки – Формулировать
• Контекст- Образование
• Уровень сложности задания –1
• Формат ответа – краткий ответ
• Описание задания («объект оценки») – запись числа, соответствующего пересечению столбцов.
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: мысленно моделировать предложенную ситуацию.
Система оценивания
1 балла- Дано верное решение.
0 баллов- Другие ответы. Ответ отсутствует.
1.2 Характеристики задания:
• Содержательная область оценки – Временное пространство
• Компетентностная область оценки – Вычислять, сопоставлять.
• Контекст- Образование
• Уровень сложности задания –2
• Формат ответа – полный ответ
• Описание задания («объект оценки») – Сопоставление четырёх сумм, выбор ответа.
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: мысленно моделировать предложенную ситуацию, сопоставлять результаты.
Система оценивания
2 балла- Дано полное решение.
1 балл- Объяснение неполное, записана только имя или только цифра.
0 баллов- Другие ответы. Ответ отсутствует.
Задание 7. «Пакеты с конфетами».
Задача. У Коли есть конфеты: 8 мятных, 5 лимонных и 11 клубничных. Коля хочет разложить все конфеты в несколько пакетиков так, чтобы в каждом пакетике были конфеты всех трёх видов и чтобы во всех пакетиках конфет было одинаковое количество. Какое самое большое количество пакетиков с конфетами сможет собрать Коля? Запиши решение, ответ
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - Личная жизнь
• Уровень сложности задания - 2
• Формат ответа – развернутый ответ
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами; понимание смысла арифметического действия (деление с остатком)
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: формулировать вывод
Система оценивания
2 балла - Дано объяснение, в котором показано, сколько пакетов максимально может быть.
Например. Меньше всего у Коли лимонных конфет — 5 штук. Значит максимально возможно количество пакетиков 5 штук. При этом всего у Коли 8 + 5 + 11 = 24 конфеты. 24 на 5 не делится, значит, количество пакетиков будет меньше 5 и при этом 24 должно делится на цело на данное число, так как количество конфет должно быть одинаковым во всех пакетиках.
Предположим, что пакетиков всего 4 штуки. В этом случае 4 < 5 и 24 : 4 = 6. Таким образом, самое большое количество пакетиков с конфетами, которое сможет собрать Коля - 4.
Ответ самое большое количество пакетиков с конфетами, которое сможет собрать Коля — 4 штуки.
1 балл- Объяснение неполное, записана только цифра.
0 баллов - Другие ответы. Ответ отсутствует.
Задание 8. «Печенье».
Задача. В коробки разложили 7 кг печенья. В большую коробку помещается 500 г, а в маленькую — 300 г печенья. Было использовано 5 больших коробок. Сколько потребовалось маленьких коробок? Запиши решение, ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - профессиональная деятельность
• Уровень сложности задания - 2
• Формат ответа – развернутый ответ
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами; понимание смысла арифметического
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать действия, формулировать вывод.
Система оценивания
2 балла- Дано полное решение.
1 балл- Объяснение неполное, или допущена ошибка в вычислениях.
0 баллов - Ответ отсутствует или план решения не верный.
Задание 9. «Супермаркет».
Задача.
В супермаркет собираются привезти 130 кг винограда. Какое наименьшее количество килограммов винограда нужно добавить, чтобы весь виноград можно было разложить в ящики по 6 килограммов в каждый? Выбери правильный ответ.
5; 2; 7
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - профессиональная деятельность
• Уровень сложности задания - 1
• Формат ответа – выбор ответа
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами;
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать действия, формулировать вывод.
Система оценивания
1 балла- Выбран правильный ответ
0 баллов- Выбран не правильный ответ
Задание 10. «Зоопарк».
Задача.
На диаграмме показано, сколько детёнышей родилось у некоторых зверей в зоопарках мира в 2001 и 2002 годах.
Сколько всего детёнышей носорога родилось за два года? Запиши ответ.
Характеристики задания:
• Содержательная область оценки - Количество
• Компетентностная область оценки - Формулировать
• Контекст - общество
• Уровень сложности задания - 1
• Формат ответа – запись ответа
• Описание задания («объект оценки») – выполнение расчетов с натуральными числами;
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать действия, формулировать вывод.
Система оценивания
1 балла- Дан правильный ответ
0 баллов- Дан не правильный ответ