Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Функциональная грамотность.Петько | Петько Светлана Рафиковна. Работа №355611

Дата публикации:
Автор:
Описание:

в статье рассматриваются особенности формирования естественно-научной грамотности на уроках физики, приводятся примеры заданий. Направленных на формирование естественно-научной грамотности учеников средней школы.

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся.

Формирование функциональной грамотности на уроках физики
Аннотация: в статье рассматриваются особенности формирования естественно-научной грамотности на уроках физики, приводятся примеры заданий. Направленных на формирование естественно-научной грамотности учеников средней школы.
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Именно этот навык позволяет человеку сопоставлять, адаптироваться, и правильно действовать в определенных ситуациях, применяя полученные знания. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, читательскую, естественно-научную. Остановимся подробнее на естественно- научной функциональной грамотности. Международное понимание естественно-научной грамотности включает в себя ряд умений и компетенций, которые находятся в полном соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам. Современному учителю на уроке необходимо создать условия для включения всех обучающихся в активный процесс формирования знаний. Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивный характер и включать в себя следующие виды деятельности:
объяснение и описание явлений;
использование и построение моделей явлений и процессов;
прогнозирование изменений;
формулирование выводов на основе имеющихся данных;
анализ этих выводов и оценка их достоверности;
выдвижение гипотез и определение способов их проверки;
формулирование цели исследования; построение плана исследования;
дискуссия по естественно-научным вопросам.
Материал к уроку должен способствовать организации такой деятельности и включать задания, формирующие компетентности естественно-научной грамотности.
Примеры заданий для формирования функциональной грамотности на уроках физики.
7-8 классы
Задание 1.Используя карандаш и линейку, измерьте толщину нити методом ряда.
Задание 2.При изучении свойств жидкости на стекло поместили несколько капель воды и оставили на столе. Через некоторое время капельки исчезли. Учитель спросил учеников, какие выводы и предположения они могут сделать на основании увиденного, опираясь на знания физики. Один из учеников ответил, что если капля высохла, значит, вода может бесследно исчезнуть сама по себе. Дайте оценку ответа ученика. Согласны вы с ним или нет?
Задание 3.Даны два утверждения:
1. в случае утечки газа запах его через некоторое время распространяется по всей квартире;
2. молекулы движутся непрерывно и хаотически.
Составьте и запишите одно предложение, объединив их с помощью союза поэтому, имеющее физический смысл. О каком физическом явлении идет речь? Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое - следствием?
Задание 4.При изучении явления диффузии, учитель плеснул на доску одеколон, и попросил поднять руки, когда ученики почувствуют запах. Ученики убедились, что те, кто ближе к доске почувствовали запах быстрее. Сделали вывод о том, что молекулы одеколона во время движения проходят разные расстояния. Мишу заинтересовал вопрос: С какой скоростью движутся молекулы одеколона? Он решил измерить скорость протекания диффузии. Как вы думаете: Какие приборы будет использовать Миша? Что он будет измерять? Как он будет рассчитывать скорость протекания диффузии?
Задание 5.По данным таблицы составьте задачи и решите их.

Вещество
Плотность
Объём
Масса
1
Медь
?
?
89 кг
2
?
?
100 л
80 кг
3
Молоко
?
100 см
?
Задание 6.Фронтальный эксперимент Сравнение силы трения качения и силы трения скольжения.
На вашем столе деревянный брусок и деревянный каток одинаковой массы, динамометр, деревянная доска.
1. Подвесьте поочередно брусок и каток к динамометру. Сравните показания динамометра.
2. На доску положите брусок, прикрепите к его крючку динамометр. При равномерном скольжении бруска измерьте силу трения скольжения. Запишите результат.
3. Вместо бруска положите каток, прикрепите к его крючку динамометр. При равномерном движении катка измерьте силу трения качения. Запишите результат.
4. Сравните силу трения скольжения и силу трения качения. Объясните полученный результат.
Задание 7.Как определить, сколько капель воды содержится в стакане, если у вас есть пипетка, весы, разновесы, стакан с водой, сосуд?
Задание 8.Для лучшего сцепления колес трактора с почвой его шины заполняют водой, причем шины вмещают 105 кг воды. Зимой воду заменяют специальным раствором, плотность которого 1200 кг/м3. Какова масса заливаемого в шины раствора?
Задание 9.Водителю необходимо переехать на автомобиле лужу, где, как он полагает, илистое дно. Он решает разогнать машину и на большой скорости преодолеть препятствие. Правильно ли его решение? Почему?
Задание 10.Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы). Объясните, почему. Предложите способы для устранения этой проблемы.
Задание 11.Как определить, какое давление оказывает металлический брусок, плотно лежащий на дне сосуда с водой?
Задание 12.В одном стакане до половины налита холодная вода, а в другом до половины - горячая вода. Как бы вы стали переливать воду (горячую в холодную или наоборот), чтобы ее перемешивание произошло быстрее? Почему?
Задание 13.Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. Хозяйка квартиры ленивая - подумал он. Почему он сделал этот вывод?
Задание 14.Почему вода, попавшая в трещины горных пород, разрушает горы?
Задание 15.Будут ли взаимодействовать между собой наэлектризованные тела в космическом пространстве, где нет воздуха? Ответ объясните.
Задание 16.Фронтально-экспериментальные задания по теме Закон Ома для участка цепи.
Установить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.
1) Соберите электрическую цепь, соединив последовательно источник тока, ключ, реостат, амперметр, резистор. К резистору подключите вольтметр.
2) Замкните цепь, с помощью реостата установите напряжения, указанные в таблице, и при каждом значении напряжения измерьте силу тока и запишите в таблицу.

U, В
R, Ом
I,А
1
1
4
2
2
4
3
4
4
3) Рассмотрите таблицу и ответьте на вопрос: Как сила тока зависит от напряжения?
4) Начертите график зависимости силы тока от напряжения.
Вывод:
Задание 17.На рисунке изображен график зависимости силы тока в проводнике от приложенного к его концам напряжения. Определите сопротивление проводника.
Задание 18.Как с помощью отрицательно заряженного металлического шарика зарядить положительно другой такой же шарик, не изменяя заряда первого шарика?
Таким образом, использование подобных заданий на уроках физики, позволяет учителю предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание, формулировать выводы, то есть активно участвовать в процессе учения, что повышает их функциональную грамотность. Тем самым, позволяет добиться высоких метапредметных результатов.
Петько С.Р. Учитель физики МБОУ СОШ №3 г.Лениногорска
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×