Функциональная грамотность.Приёмы формирования читательской грамотности. | Глазунова Ольга Александровна. Работа №338801
Изменившиеся требования потребовали от учителей выработки новых приёмов эффективной работы с текстом. Мы должны вооружить таким опытом начинающего читателя, которому в жизни потребуется умение одновременно работать с разными источниками информации, анализировать разные виды и объёмы текста, графические компоненты,ставить точные вопросывыстраивать и удерживать в сознании логические цепочки.
Не менее важно сегодня устанавливать надёжность предлагаемой информации, выявлять и оценивать противоречия. И, конечно, нельзя рассчитывать на успешную самореализацию профессионалу, который не умеет строить аргументированные развёрнутые высказывания.
Слайд 1
Начать своё выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
Сегодня изучите обряд чайной церемонии,-сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить, всё что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» -это значит, прополощи чайник кипятком,- с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец»,-это значит, положи чай в чайник» -добавил второй.
- «Струя греет чайник,-это значит кипящей водой залей чайник,» -подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
-Твой рассказ был лучшим,-похвалил учитель последнего ученика. -Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
-Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил,-заметил кто-то.
-Практические дела всегда говорят громче, чем слова,-отметил учитель.
Какие методические приёмы можно отметить в деятельности учителя?
Самостоятельная работа по приобретению новых знаний, обучение в сотрудничестве, значимость практических знаний.
Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом, обучение в сотрудничестве даёт положительные результаты, умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны научить детей.
Притча «Чайная церемония» -о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»
Слайд 2
Новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Слайд 3
Школы верны своим традициям, наполняют головы своих учеников валом информации. Но школьники испытывают трудности самостоятельно выявлять проблему, находить способы её решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на свой жизненный опыт. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы функциональной грамотности. Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Существует несколько видов функциональной грамотности
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Давайте остановимся на каждом из них.
Слайд 5
Читательская грамотность-способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Уметь читать в широком смысле этого слова-значит «извлечь из мёртвой буквы живой смысл-говорил великий педагог К.Д.Ушинский. -Читать-это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное-вот в чём главное», поэтому важное внимание следует уделять развитию осознанности чтения.
Слайд 6
Предлагаю Вам несколько приёмов читательской грамотности
Приём «Объяснение»
Понимать, что за зверь прошёл, куда и зачем.Объясни, как ты понимаешь смысл выражения «читать следы». Соедини выражение и подходящее, на твой взгляд, объяснение.
Читать следы
С помощью специального справочника узнавать зверей по описанию.
По следам зверей определять толщину снежного покрова.
Слайд 7
Приём «Эмоции»
Подумай, какие чувства, эмоции испытывал автор текста, разглядывая беличьи следы. Отметь свой ответ так V .
радостьудивлениегордостьбезразличиеНайди в тексте и прочитай слова, которые могут подтвердить твой выбор.
Отметь, какой человечек испытывает те же эмоции/чувства, что и автор рас-
сказа.
Слайд 8
Тритон - это земноводное животное. Подумай, какими признаками могут обладать эти животные. Выбери четыре признака.
'”Живут в воде и на суше.
Размеры тела не превышают десяти сантиметров, вместе с хвостом, длина которого может достигать больше половины длины туловища.
Рождаются в водеИмеет четыре ногиТело покрыто перьямиТело покрыто шерстью.
Слайд 9
Приём «Вопрос-ответ»
На какие вопросы нельзя ответить с помощью текста про ящерицу?
Почему ящерицу назвали прыткой?
Ка Как размножаются ящерицы?
Какой длины может быть ящерица?
При каких условиях обыкновенная ящерица отбрасывает хвост?
Какого цвета встречаются в природе прыткие ящерицы?
На каких территориях России обитает прыткая ящерица?
Существуют ли другие виды ящериц?
Можно ли назвать ящерицу хищным животным?
Слайд 9
Приём «Мозговой штурм»
После чтения первой части сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям выбрать пословицы о трудолюбии и лени. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
Приём «Уголки»
Используется при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая-отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. В конце урока делается совместный вывод.
Слайд 10
Приём «Кубик-рубик» -один из эффективных приёмов работы по извлечению информации из не сплошного текста (схема, диаграмма, карта, таблица).
На гранях кубика записаны слова: предложи, подумай, поделись, объясни, почему, назови. Предлагается не сплошной текст (например, афиша, билет),дети бросают кубик, выпадает….
Вопрос
Ответ
НАЗОВИ место, где будет проходить спектакль?
ПОЧЕМУ на билете указан номер телефон?
ОБЪЯСНИ, зачем на билете написано 16+
ПРИДУМАЙ название спектакля
ПОДЕЛИСЬ своими впечатлениями
Слайд 11
Под математической грамотностью понимается способность ребёнка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.
Слайд 12
Приёмы формирования математической грамотности
Задания можно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы.
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», «Глагол», «Табличное умножение на 8», «Морфемы» и т.д.