Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, | Елена Александровна Каленова. Работа №354359
Работая с детьми младшего школьного возраста, мы находимся в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Попробую обосновать возможность использования одного из видов видеоматериалов – мультипликационного фильма на уроках русского языка.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №38 города Орска"
имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева"
Из опыта работы
Использование образовательного потенциала мультфильмов
на уроках русского языка
Каленова Елена Александровна,
учитель начальных классов
ОРСК,2023
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями: изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Работая с детьми младшего школьного возраста, мы находимся в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Попробую обосновать возможность использования одного из видов видеоматериалов – мультипликационного фильма на уроках русского языка.
Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии.
Так как дети младшего школьного возраста преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником медиаобразовательной информации. Видео для младших школьников, прежде всего, может быть представлено мультипликационными фильмами.
Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей.
Очень часто сталкиваешься с мнением педагогов, что просмотр мультипликационных фильмов расценивается как средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.
Как эффективно включить мультипликационный фильм в учебный процесс?
Педагогический потенциал видео позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Использование видео способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.
Поэтому, видео в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех этапах обучения, в том числе и ступени начального образования.
Рассмотрим некоторые психологические аспекты.
Характерная особенность обучающихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует так называемой близкой мотивации.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание материала.
Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно- чувственное восприятие, видео обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.
Все перечисленное на слайде позволяет овладеть младшему школьнику универсальными способами деятельности.
При помощи дидактических видеоматериалов можно:
представлять разнообразную информацию,
иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его,
выступать в качестве основного источника знаний,
расширять кругозор в той или иной области знаний;
формировать представления об объекте изучения, явлении, событии;
создать условия для мотивации познавательной деятельности детей;
управлять процессом познания;
обобщать учебный материал;
организовать самостоятельную познавательную деятельность;
развивать мыслительную деятельность детей.
Необходимо отметить, что внедрение видео в педагогический процесс современного образования младших школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука, как показал анализ психолого-педагогической литературы, накопила определенный опыт применения видео в образовательной работе с младшими школьниками.
Целью моей деятельности стала разработка использования одного из видов видеоматериалов – мультипликационного фильма – в образовательном процессе младших школьников.
Что она предусматривает, представлено на следующем слайде:
• осуществление отбора видеоматериалов в соответствии с поставленной целью современного образования;
• выявление связи между содержанием видеоматериала и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся;
• описание способов включения видео в педагогический процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами, видами деятельности младших школьников;
• определение санитарно-гигиенических, временных норм использования видео демонстраций.
Выбор мною данной формы работы с мультипликационными фильмами, также определен тем, что они способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов. Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания.
Например, мультфильм «Чьи в лесу шишки?» может послужить прекрасной основой для урока-закрепления по «Правописание корня в однокоренных словах (проверяемые безударные гласные)», мультфильм «Доктор Айболит» затрагивает тему «Восклицательные и невосклицательные предложения». Здесь, конечно же, стоит отметить и то, что обучающиеся обычно активно включаются в обсуждение героев мультфильма, сюжета, конфликта, развивая свои коммуникативные навыки (умение высказать свое мнение, умение строить диалог и приходить к общему мнению). Герои мультфильмов, полюбившиеся детьми, также учат их сопереживать, сочувствовать, решать, кто прав в конфликте.
Современный кинематограф позволяет использовать некоторые мультфильмы в ходе освоения учебного материала на уроках русского языка. Некоторые серии российских мультипликационные сериалов «Лунтик», «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Фиксики» напрямую связаны с содержанием учебного предмета «Русский язык». Языковая личность Лунтика находится в процессе становления, зачастую герой попадает в комические ситуации только по тому, что не владеет необходимой языковой практикой. Так, например, такие серии как «Сон», «Имя», «Мороз», «Блинчики» мультипликационного сериала «Лунтик» возможно использовать при изучении темы «Значения слова. Многозначные слова». В серии «Блинчики» Лунтик вместе со своим другом Кузей, не зная, что у слова «блинчик» есть переносное значение «круги на воде, расходящиеся от удара камнем», выбрасывают в озеро все блины, испеченные бабой Капой. Таким образом, анализ языкового материала, представленного данной серией, позволяет обучающимся сделать вывод о том, что язык – это важное средство коммуникации, владение которым обязательно для человека, желающего добиться успеха. Использование данного материала способствует формированию личностных результатов освоения общеобразовательной программы (формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,
Но, кроме того, необходимо отметить, что и формирование предметных результатов гораздо эффективнее, когда обучающийся мотивирован на обучение с помощью наглядных форм представления информации. При всей универсальности этого метода не стоит забывать о правилах, (0ни представлены на слайде) следование которым придает использованию мультфильмов на уроках методическую точность:
- видеофрагмент должен быть доступен для просмотра каждому ученику, звук должен быть необходимой мощности,
- видеофрагмент должен соотноситься с темой, целью и задачами урока,
- содержание мультфильма должно соответствовать возрастным психологическим особенностям учащихся,
-просмотр видеофрагмента должен восприниматься как элемент урока, а не развлечение. Для этого необходимо пред просмотром разъяснить, для чего демонстрируется мультфильм, поставить некоторые проблемные вопросы.
- урок должен состоять не только из наглядных методов обучения, потому что их пресыщенность утомляет обучающегося, затрудняет получение информации. Необходимо помнить о соблюдении безопасного режима здоровья глаз.
- необходимо привлекать учащихся к поиску новых фрагментов, так как при использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов.
Использование различных игровых заданий также мотивирует на освоение учебного материала. Так, при изучении темы «Диалог» задание - записать диалог героев мультфильма или придумать его активно включает обучающихся в учебную (самостоятельную или групповую) деятельность.
При всем многообразии возможных заданий все же в большей степени нами выделяются представленные на слайде:
- анализ коммуникативной ситуации героев,
- словарная работа по заданной теме,
- различные виды заданий по карточке с текстом о героях мультфильма.
Обратимся к более подробному анализу возможностей включение мультфильмов в урок русского языка. Например, в серии «Раз шпаргалка, два шпаргалка» (сериал «Барбоскины») главным героем является пес Дружок внезапно вспоминает, что завтра – контрольная по русскому языку. На предложение Розы выучить правила Дружок отвечает, что у него плохая память, но шпаргалки сделать он может. Несколько раз переписывая шпаргалки, которые «случайно» портит Роза, Дружок запоминает все правила и со спокойно идет на контрольную. Просмотр данной серии предполагает размышление над такими проблемными вопросами как «Орфография как раздел науки о языке», «Зачем нужны правила и как их запомнить». Теоритическая значимость просмотра данной серии состоит в том, что обучающиеся должны ознакомиться с методами переработки информации и представления ее в виде схем и таблиц. Практическая значимость заключается в выполнении различных заданий по темам орфографии, затронутым в мультфильме. При изучении темы
«Правило написания суффиксов -ек-, -ик-. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки» посредством просмотра начала мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию: «Как правильно написать слова замоч…к, ключ…к?». Обучающиеся планируют свою деятельность:
1. Вывести правило проверки суффиксов имен существительных –ИК-, -ЕК-.
2. Проверить правило с предложенным в учебнике.
3. Разработать инструкцию по правописанию суффиксов имен существительных.
Также стоит отметить, что возможности включения мультфильмов не ограничены определенной возрастной категорией. Некоторые мультфильмы можно использовать также и на уроках русского языка в среднем звене. В мультфильме «Маша+каша» («Маша и медведь»), «Когда рак на горе свистнет» («Лунтик») затрагивает тему «Фразеологизмы и их признаки». При анализе этой серий обучающие хорошо понимают семантические различия фразеологизмов и свободных словосочетаний, становятся явными особенности коммуникативной ситуации употребления свободных и несвободных словосочетаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных мультфильмов на уроках русского языка способствует развитию коммуникативных навыков, осознанию своей языковой личности, мотивирует обучающихся на дальнейшую учебную деятельность. Этот демонстрационный вид наглядных методов обучения помогает сформировать интерес к родному языку и его изучению, способствует развитию предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Список использованной литературы:
Приказ об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования
.
–
в
ред. Приказа
Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644.
Аверьянов, Л. Я. Современные проблемы Интернет – обучения / Л. Я. Аверьянов, д-р соц. наук, проф., А. В.
Рунов
, канд.
социол
. наук, доц. // Информатика и образование. – 2003. - № 5. – С. 70 – 75.
Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р
пед
. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 – 7.
Булин
– Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования:
деятельностный
подход / Е.
Булин
– Соколова, канд.
пед
. наук // Учитель. – 2005. - № 3. – С. 63 – 66.
Ижогин
, Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я. В.
Ижогин
// Информатика и образование. – 2003. - № 12. – С. 51 – 55.
Тимонина, В. Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В. Ю. Тимонина, Л. А.
Тростенкова
// Русский язык в школе. – 2006. - № 4. – С. 14 – 18.
Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 94 – 96.
Ребышева
Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.; URL:
https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22704
.
Барбоскины
. (2013) Мнение окружающих
.[
серия мультфильма] //
YouTube
. 5 апреля (
www.youtube.com/watch?v=aqwWdy-Neqg
).
Барбоскины
. (2013) Раз шпаргалка, два шпаргалка
.[
серия мультфильма] //
YouTube
. 13 сентября (
www.youtube.com/watch?v=rWyHrrdixso
).
Лунтик
. (2010) Сон
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. 10 февраля (
www.youtube.com/watch?v=slt7raw1ZEM
).
Лунтик
. (2010) Блинчики
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. 12 февраля (
www.youtube.com/watch?v=xmSVNa599mM
).
Лунтик
. (2010) Мороз
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. 16 марта (
www.youtube.com/watch?v=-v3mOMkDziE
).
Лунтик
. (2010) Когда рак на горе свистнет
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. 15
апереля
(
www.youtube.com/watch?v=_R1vxbIu73U
).
Маша и медведь. (2013)
Маша+каша
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. 27 мая. (
www.youtube.com/watch?v=AqYsbttfgaQ
).
Фиксики
. (2011) Сифон
.
[
с
ерия мультфильма] //
YouTube
. (
www.youtube.com/watch?v=-O0OrWWQlog
).
Список использованных мультипликационных фильмов
1. НАШ ДРУГ ПИШИЧИТАЙ. ВЫПУСК ПЕРВЫЙ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛИ . 2. НАШ ДРУГ ПИШИЧИТАЙ. ВЫПУСК ВТОРОЙ
3. НАШ ДРУГ ПИШИЧИТАЙ. ВЫПУСК ТРЕТИЙ
4. В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
5. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАПЯТОЙ И ТОЧКИ
6. КОЗЛЕНОК, КОТОРЫЙ УМЕЛ СЧИТАТЬ ДО ДЕСЯТИ
7. КОЛЯ, ОЛЯ И АРХИМЕД
8. КАК ВЕРБЛЮЖОНОК И ОСЛИК В ШКОЛУ ХОДИЛИ
9. НЕДОДЕЛ И ПЕРЕДЕЛ
10. ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ
11. СМЕШАРИКИ. КРАЙ ЗЕМЛИ
12. СМЕШАРИКИ. МАЛЕНЬКОЕ БОЛЬШОЕ МОРЕ
13. СМЕШАРИКИ. МАГНЕТИЗМ
14. СМЕШАРИКИ. СОБЫТИЕ ВЕКА
15. СМЕШАРИКИ. ГЕРОЙ ПЛУТОНА
16. СМЕШАРИКИ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НЮШИ
17. МАША И МЕДВЕДЬ. СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ
18. МАША И МЕДВЕДЬ. ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК
19. МАША И МЕДВЕДЬ. ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
20. МАША И МЕДВЕДЬ. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
21. ЛУНТИК. КРАСКИ
22. ЛУНТИК. А ЗЕМЛЯ-ТО КРУГЛАЯ!