ФУНКЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА | Мой кабинет. Работа №354305
В статье рассматривается спектр функций учреждений СПО по преодолению социальных рисков в молодежной среде на современном этапе развития российского общества. Анализируется обширный теоретический багаж знаний, накопленных по этому вопросу в отечественной педагогике. Делаются конуретные предложения по его реализации
ФУНКЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
Самусенко И. М., к.ф.н., преподаватель
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Армавирский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Армавир.
Среднее профессиональное образование значительно реже попадает в фокус внимания исследователей, чем высшая и средняя школа. Что явно не соответствует его роли в подготовке профессиональных кадров. Сегодня более трети работающих россиян имеют среднее профессиональное образование.1 Повышение качества среднего профессионального образования невозможно без развития исследований, посвященных решению не только проблем организации образовательного процесса, но и проблем, которые можно отнести к разряду социально-педагогических. Одной из таких проблем является специфика преодоления социальных рисков в среде студентов СПО.
В значительной степени обострение проблемы работы учреждений СПО со студентами, входящими в группы социального риска связано с наметившимся процессом ускоренной дифференциации по самым различным показателям социальной структуры российского общества. Побочным явлением этого процесса становится, то, что ведущий социолог института социологии РАН в области истории российской социологии З. Т. Голенкова охарактеризовала как «лавинообразную маргинализацию значительной части населения».2 В современной России по мнению ряда исследователей сегодня складывается новый тип социальной дифференциации, когда общество разделяется по горизонтали на «социальный мейстрим» и социально исключенных. Исключенные вытесняются на периферию общественного пространства, утрачивают общественные связи, что разрушает общественную солидарность. Количественно по оценкам исследователей института социологии РАН эти исключенные составляют около 12 – 13% населения страны.3
Особую актуальность это приобретает для студентов учреждений СПО. Многие из них приезжают учиться из сельской местности, оказываясь на поле между социальными общностями, многие выбирают среднее профессиональное образование как единственный доступный вид профессионального образования именно в силу отсутствия социальной уверенности. Группа студентов учреждений СПО в современной России формируется преимущественно из числа детей двух самых низкоресурсных групп семей – сельских рабочих и квалифицированных рабочих провинции.
Мысль о том, что институт образования играет в современном обществе роль механизма воспроизведения социального неравенства, прочно утвердилась в зарубежной социологии.4 В последнее время подобные воззрения стали высказывать и отечественные социологи. Так, В.И. Чупров и Ю.А. Зубок утверждают: «Поскольку доступ к ресурсам развития изначально социально обусловлен, а социальные институты его охраняют, то ситуация риска, связанная с неравенством стартовых, возможностей молодых людей, воспроизводится в процессе их взаимодействия с институтами социализации».5
Диалектический метод мышления наводит на рассуждение о том, что институт образования вообще, и среднего профессионального в частности, может выступать и как фактор повышения социального статуса и включения индивида в жизнь социума. Можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях учебные заведения начального и среднего профессионального образования осуществляют ранее не свойственную роль «социального тента», спасая молодежь от угрозы безработицы, давая отсрочку от непопулярной службы в армии и возможность приобретения профессиональной квалификации, тем самым, создавая барьеры на пути к возможной маргинализации определенной части молодежи. Многие семьи, молодые люди, в том числе и с ограниченными социально-экономическими возможностями рассматривают эти уровни образования как необходимые и достаточные, позволяющие им жить и работать в мире, в котором многие профессии не нуждаются в высшем образовании. Это соответствует мировым тенденциям в развитии среднего профессионального образования. Как считают эксперты Всемирного банка: «Профессиональные обучающие программы нужно организовать так, чтобы они стали подстраховывающим вариантом для не самых успешных молодых людей, а не просто обычной профессиональной подготовкой».6
Анализ педагогической практики, по мнению ряда авторов, показывает, что «поведение педагогов с обучающимися, имеющими девиантные отклонения, чаще всего сводится к морализированию и наказаниям».7 В то же самое время, устранение социальных рисков в молодежной среде не может сводиться исключительно к просвещенческой работе, поскольку особенность современной молодежи в значительной степени выражается в «амбивалентности моральных воззрений — в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой».8
Общество представляет собой динамичную систему. Из этого следует, что исключение молодого человека из какой-либо социальной подсистемы автоматически повышает вероятность его исключения из других подсистем. И напротив, способствуя включению молодого человека в отдельные подсистемы социальных отношений, мы создаем предпосылка для включения его в остальные. Формирование в рамках образовательного процесса в техникуме культурно-образовательных и социальных ресурсов помогает молодым людям и их семьям преодолеть социальные барьеры и успешно интегрироваться в общество.
Значительная часть студентов учреждений СПО имеет критически низкие показатели ресурсной обеспеченности по самым различным группам ресурсов. Там где риски затрагивают несколько групп ресурсов, возникает значительная угроза для нормальной включенности молодого человека в социальную жизнь.
Наиболее изученной областью, где наблюдается социальное исключение молодежи, является сфера политического поведения. Исследователи здесь единогласно приходят к мнению, что современная российская молодежь в своей массе аполитична и ее ценности имеют, преимущественно, потребительский характер. Для большинства молодых людей характерен политический абсентеизм, основным фактором которого являются недоверие к власти и неверие в эффективность существующих политических институтов и демократических процедур. Значительной части молодежи свойственен правовой нигилизм. Неприятие закона коррелирует в сознании молодых людей с низким уровнем правовой грамотности.9
Учреждения СПО способны эффективно способствовать социальной включенности студентов во все основные сферы общества за счет накопления социального и культурного ресурса.
Накопление социального ресурса учреждениями СПО может рассматриваться на уровне мезо – и микрофакторов социализации.
Накопление социального капитала учреждением среднего профессионального образования на мезоуровне происходит в результате налаживания партнерских отношений учреждения СПО с различными субъектами социального партнерства. На микроуровне социальные связи студентов укрепляют работа с семьей, активизация контактов в профессиональной среде и вовлечение студентов в различные виды профессиональной активности, организация воспитательной работы со студентами, в том числе досуговой деятельности.
Накопление культурных ресурсов происходит как в институционализированном, так и в инкорпорированном состоянии. Опираясь на методику анализа ресурсной обеспеченности Н.М. Давыдовой и Н.Е. Тихоновой, а качестве индикаторов обеспеченности культурными ресурсами можно назвать уровень образованности, досуговые практики и жизненные устремления студентов.10
В процессе обучения в учреждении СПО происходит, наращивание культурных ресурсов студентов, в основном не переходящих в форму культурного капитала, но способствующих включению в общественную жизнь. В этот период повышается уровень образованности студентов в процессе учебной, а так же профессиональной деятельности. Это открывает больше возможностей включения в экономическую подсистему общества. Изменяются досуговые практики студентов в направлении роста доли культурных форм досуга. Термин «культура досуга» относительно недавно возник в области соприкосновения интересов философии культуры и социально-культурной деятельности, что не помешало ему обзавестись собственной методологической традицией, включающей в себя различные подходы и точки зрения отдельных исследователей. По словам Г.А. Аванесовой, «культура досуга… есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям».11 Именно сфера досуга предоставляет молодым людям практическую возможность выступать в качестве свободных индивидуальностей, в ее рамках формируется значительная часть личностного потенциала, которая реализуется затем в процессе жизнедеятельности.
По данным И. Г. Рассохиной о динамике форм досуговой деятельности студентов учреждений СПО за время обучения в них вдвое возрастает количество студентов, посещающих музеи и выставки и более чем на треть – посещающих театры и концерты.12
За годы учебы в учреждениях СПО максимальный прирост получают профессиональные и метакогнитивные умения и навыки, несколько ниже результат по повышению языковой компетенции, уровня компьютерной грамотности и показатели прироста уровня теоретических знаний. За период обучения существенно возрастает доля студентов, реализовавших свои жизненные устремления, но, в то же время, появляется группа сомневающихся в своих возможностях их реализации.
Таким образом, учреждения СПО на современном этапе вынуждены уделять особое внимание функции включения молодежи в общественную жизни и тем самым снижать ее социальные риски. Реализация этой функции возможна посредством наращивания социальных и культурных ресурсов студентов учреждений СПО. Лишь включение в активную общественную жизнь способно снизить риски в среде молодежи, обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования.
Список литературы:
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность - М., 2006.
2. Бражник О.В. Политическая культура студенческой молодежи. М.,2003.
3. Голенкова З. Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества// Вестник РУДН. Серия «Социология». 2011.
4. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования/ Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. — 2009. №9.
5. Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. – 2006. – №2.
6. Российский работник: образование, профессия, квалификация/Гимпельсон В. Е., Капелюшникова Р. И. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011.
7. Модернизация социальной структуры современного российского общества/Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008.
8. Шманкевич Т.Ю. «Затмение, семьи»: дискуссия во французской социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. №3.
9. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. - М., 2003.
10. Николаева Н. В. Функуции педагогов по профилактике девиаций у подростков в образовательном процессе// Среднее прпофессиональное образование. 2010. № 10
11. Россихина И.Г. Снижение риска социальной эксклюзии студентов как новая социокультурная функция системы среднего профессионального образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 2.
12. Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования / Пер. с англ.: - М.: Издательство «Весь мир», 2006.
Российский работник: образование, профессия, квалификация/Гимпельсон В. Е., Капелюшникова Р. И. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. – С. 35.
Голенкова З. Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества// Вестник РУДН. Серия «Социология». 2011. - №1. – С. 34.
Модернизация социальной структуры современного российского общества/Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2008. – С. 43.
Шманкевич Т.Ю. «Затмение, семьи»: дискуссия во французской социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. №3. - С. 166.
Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. - М., 2003 – С. 116.
Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования/ Пер. с англ.: - М.: Издательство «Весь мир», 2006. - С. 14.
Николаева Н. В. Функуции педагогов по профилактике девиаций у подростков в образовательном процессе// Среднее прпофессиональное образование. 2010. № 10. – С. 37.
Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования/ Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. — 2009. №9. - С. 114.
Бражник О.В. Политическая культура студенческой молодежи. М.,2003. – С.56.
Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. – 2006. – №2.
Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность - М., 2006. – С.167.
Россихина И.Г. Снижение риска социальной эксклюзии студентов как новая социокультурная функция системы среднего профессионального образования / И.Г. Россихина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 2.