Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Гаджеты и игровая деятельность как найти баланс в воспитании дошкольников» | Егорова Наталья Петровна. Работа №350837

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются вопросы использования гаджетов в воспитании дошкольников, уделяя особое внимание поиску баланса между цифровыми технологиями и традиционной игровой деятельностью. Описано влияние гаджетов на развитие детей, подчеркнуто значение классической игры для формирования социальных, коммуникативных и когнитивных навыков у дошкольников. Приведены практические рекомендации по организации режима дня, выбору образовательного контента и формированию здоровых привычек в отношении цифровых устройств. Статья направлена на помощь родителям и педагогам в создании гармоничного воспитательного пространства для всестороннего развития ребёнка.

«Гаджеты и игровая деятельность: как найти баланс в воспитании дошкольников»

Аннотация

 

В статье рассматриваются вопросы использования гаджетов в воспитании дошкольников, уделяя особое внимание поиску баланса между цифровыми технологиями и традиционной игровой деятельностью. Описано влияние гаджетов на развитие детей, подчеркнуто значение классической игры для формирования социальных, коммуникативных и когнитивных навыков у дошкольников. Приведены практические рекомендации по организации режима дня, выбору образовательного контента и формированию здоровых привычек в отношении цифровых устройств. Статья направлена на помощь родителям и педагогам в создании гармоничного воспитательного пространства для всестороннего развития ребёнка.

 

Ключевые слова: гаджеты, дошкольники, игровая деятельность, баланс, воспитание, развитие ребёнка, цифровая грамотность, традиционные игры, образовательный контент, режим дня.

 

В современном мире гаджеты прочно вошли в нашу жизнь, став неотъемлемой частью повседневности. Планшеты, смартфоны, компьютеры и телевизоры окружают нас повсюду, и дети с раннего возраста начинают интересоваться ими. Для многих родителей возникает непростой вопрос: как же найти баланс между использованием гаджетов и традиционной игровой деятельностью, чтобы не упустить важные аспекты развития дошкольника? В данной статье мы рассмотрим, почему важно сохранять этот баланс, как гаджеты влияют на развитие ребёнка, и как правильно организовать игровую деятельность для гармоничного роста и развития малышей.

 

Влияние гаджетов на дошкольников

 

Для начала важно понять, что гаджеты сами по себе не являются ни злом, ни абсолютным благом. Весь секрет заключается в их умеренном использовании и в подборе качественного контента. Исследования показывают, что использование цифровых технологий в правильном формате может способствовать развитию ребёнка, например, помогать ему учить иностранные языки, развивать логическое мышление, память и даже социокультурные навыки.

 

Однако чрезмерное и неконтролируемое использование гаджетов может приводить к ряду проблем. Постоянное погружение в виртуальный мир может негативно сказываться на эмоциональной сфере, приводить к нарушению сна, вызывать проблемы с речевым развитием и ухудшением концентрации. Дети, которые проводят много времени перед экранами, часто испытывают трудности с выражением своих чувств и взаимодействием с окружающими. Задача родителей и воспитателей — создать такие условия, при которых гаджеты будут использоваться с пользой и не станут заменой живого общения и игр.

 

Значение игровой деятельности для дошкольников

 

Для дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, через которую дети познают окружающий мир, развивают коммуникативные, когнитивные и социальные навыки. Во время игры дети учатся делиться, договариваться, проявлять инициативу, испытывают радость от достижения целей и узнают много нового. Играя с другими детьми, они тренируют навыки общения и эмоционального интеллекта, что в будущем поможет им справляться с жизненными вызовами.

 

Классическая игровая деятельность включает в себя подвижные игры, игры с игрушками, ролевые игры, настольные игры и творчество. Эти занятия развивают физическую активность, фантазию, креативное мышление и навыки самоконтроля. Важно отметить, что именно в процессе игры дети учатся разрешать конфликты, формировать лидерские качества и становиться самостоятельными.

 

Как найти баланс между гаджетами и традиционной игрой?

 

Чтобы сохранить баланс, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его интересы и предпочтения, а также степень готовности следовать установленным правилам. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно организовать процесс взаимодействия дошкольника с гаджетами и классическими играми.

 

1. Установите временные ограничения

 

Педиатры и психологи рекомендуют ограничивать время, проводимое перед экранами, до одного часа в день для детей дошкольного возраста. Это означает, что ребёнок может посмотреть любимую программу, поиграть в развивающую игру на планшете, но при этом основная часть дня должна быть занята активной и полезной деятельностью.

 

2. Выбирайте образовательные приложения и программы

 

Существует множество образовательных приложений, созданных специально для дошкольников. Выбирайте те, которые не просто занимают ребёнка, а помогают развивать конкретные навыки: счёт, чтение, знание иностранных языков, логику и моторику. Важно, чтобы игры не были перегружены информацией и агрессивной рекламой. Желательно, чтобы взрослый присутствовал рядом с ребёнком, объяснял и помогал ему освоить новые задания.

 

3. Сочетайте гаджеты с активной деятельностью

 

Если ребёнок проявляет большой интерес к гаджетам, постарайтесь разнообразить его досуг, предлагая активные игры и творческие занятия. Например, можно предложить ему нарисовать героя любимой игры или сериала, создать поделку на тему из мультфильма. Это поможет интегрировать виртуальный мир в реальную жизнь и развивать креативные навыки.

 

4. Обучайте ребёнка навыкам цифровой грамотности

 

С раннего возраста важно рассказывать детям о безопасности в цифровом пространстве, объяснять, как правильно пользоваться устройствами. Например, объясните, что гаджет — это инструмент, а не единственный источник развлечения, и покажите, что его можно использовать для обучения и творчества. Пусть ребёнок поймёт, что виртуальный мир отличается от реального, а гаджеты — лишь часть большого и интересного мира.

 

5. Создавайте условия для классической игры

 

Родители и воспитатели могут организовать для детей пространство, способствующее развитию традиционной игровой деятельности. Это могут быть уголки с настольными играми, конструкторами, наборы для творчества. Если ребёнок видит доступные и интересные альтернативы, ему будет легче переключиться на активные игры и творчество, а гаджеты станут одним из элементов, а не основным способом досуга.

 

6. Совместные игры с детьми

 

Проводите больше времени за совместными играми с детьми, показывая, что это весело и интересно. Это могут быть настольные игры, игры с мячом, творческие занятия. Дети дошкольного возраста особенно ценят внимание родителей и воспитателей, и часто выбирают традиционные игры, если видят, что взрослые готовы участвовать вместе с ними.

 

7. Создавайте режим дня

 

Оптимальный режим дня помогает ребёнку осознавать границы, организует его действия и учит самостоятельно выбирать, чем заняться. Например, можно выделить утром время для подвижных игр, а перед сном дать возможность посмотреть мультфильм или поиграть на планшете. Такой подход позволит ребёнку чувствовать себя комфортно и уверенно, а также поможет установить правила для пользования гаджетами.

 

Примерный режим использования гаджетов и игрового времени для дошкольника

 

1. Утро: Подвижные игры, физическая активность (15-20 минут).

2. День: Развивающие игры с родителями или другими детьми, творческая деятельность.

3. Вечер: Небольшое время на гаджетах с образовательными играми или мультфильмом, под присмотром взрослого (не более 20-30 минут).

4. Перед сном: Спокойные игры, чтение книг.

 

Как сделать использование гаджетов полезным

 

Гаджеты могут стать полезным инструментом в воспитании, если к их использованию подходить осознанно и выбирать действительно качественный контент. Современные технологии предлагают огромные возможности для детей, но это должны быть тщательно подобранные программы и игры, которые поддерживают обучение и развитие.

 

Кроме того, важно объяснять детям правила безопасного и ответственного использования гаджетов. Например, объяснить, что устройства нельзя брать с собой за обеденный стол или перед сном, и обсудить, что виртуальные друзья и герои мультфильмов отличаются от реальных людей.

 

Заключение

 

Гаджеты являются частью современной жизни, и полностью исключить их из жизни ребёнка не представляется возможным, да и не всегда целесообразно. Баланс между гаджетами и традиционной игровой деятельностью в дошкольном возрасте — это вопрос правильной организации времени, выбора контента и индивидуального подхода к ребёнку. Важно помнить, что игра, будь то цифровая или реальная, должна развивать и обогащать внутренний мир ребёнка, а не становиться лишь способом убить время.

 

Гармоничное развитие дошкольника — это здоровый баланс между реальной жизнью и цифровыми технологиями, активной игрой и отдыхом. Родители и воспитатели играют ключевую роль в том, чтобы создать условия для полноценного развития ребёнка, где гаджеты служат полезным инструментом, а не заменой для живого общения и игры.

 

Список литературы

 

1. Зуева, В.Н. Психолого-педагогические аспекты использования гаджетов в дошкольном образовании // Вестник дошкольного образования. — 2020. — № 3. — С. 45-52.

2. Смирнова, Е.О., и Громова, Л.Н. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников: теоретические и практические подходы. — Москва: Педагогика, 2018. — 148 с.

3. Титова, И.С. Влияние цифровых технологий на психическое развитие дошкольников // Психология детства. — 2021. — № 2. — С. 24-30.

4. Васильева, А.П., и Жукова, Н.И. Основы педагогики раннего возраста: методическое пособие. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 256 с.

5. Борисова, Т.В. Цифровая грамотность детей и подростков: вызовы и перспективы // Образование и общество. — 2022. — № 1. — С. 60-67.

6. Коваленко, М.А. Современные технологии в дошкольном образовании: методы и средства // Вопросы педагогики. — 2021. — № 4. — С. 18-25.

7. Лебедева, О.С. Игровая деятельность как средство социального воспитания дошкольников. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2020. — 132 с.

8. Родионова, Е.М. Влияние гаджетов на здоровье детей: рекомендации родителям // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 6. — С. 14-19.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×