Гародные игры в группе продленного дня | Макаринова Нелля Николаевна. Работа №349561
Дети разных национальностей, посещая современную школу, учатся, играют в различные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих Республику Мордовию, через изучение традиций и обычаев того или иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на занятиях в ГПД является народная игра.
Народные игры в группе продленного дня.
Н.Н. МАКАРИНОВА,
Воспитатель ГПД, МОУ ЦО №15 «Высота» имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева г. Саранск, Республика Мордовия
Дети разных национальностей, посещая современную школу, учатся, играют в различные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих Республику Мордовию, через изучение традиций и обычаев того или иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на занятиях в ГПД является народная игра.
Как отмечает B.C. Брыжинский, «...большое влияние на игры оказала народная мифология, способствовавшая обогащению их соответствующими выразительными средствами: драматизированным действием, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней, звукоподражанием. Игры, отличающиеся определенным колоритом национальных красок, называют народными».
К народным играм относятся также традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т.д.), упражнения и состязания (прыжки, борьба, подъем и метание камня и т.д.). Детские народные игры отличаются непосредственностью и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных но содержанию играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда.
По содержанию и времени бытования народные игры делятся на несколько групп.
Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами («В белочку», «В ворона», «В коршуна и цыпляток» (мордовские народные игры), «Горелки», «Выгони мяч», «Птицелов» (русские народные игры), «Катание мяча», «Биляша» (марийские народные игры), «Рыбки», «Луна или солнце» (чувашские народные игры). Так, на одном из занятий первоклассники знакомятся с мордовскими народными играми, относящимися к данной группе. Приведем фрагмент занятия.
– Дорогие ребята!
В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша великая Родина. «Каждый человек любит свою Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью» – так писал Юрий Д ко плев.
Наша маленькая родина – Республика Мордовия. В ней проживает замечательный мордовский народ, который на протяжении веков живет с добрыми соседями – русскими, татарами, марийцами, башкирами и др. У мордовского народа есть свои сказки, песни, обряды и игры.
Сегодня мы с вами побываем в гостях у наших предков. Думаю, вам интересно посмотреть, в какие игры играли ваши прабабушки и прадедушки. Согласитесь, что мы должны знать историю и обычаи края, где живем. Сегодня мы познакомимся с играми мордовского народа, в которые играли наши предки весной, летом и ранней осенью. Они проводились на лугу или на большой поляне.
• Предлагаю вам провести мордовскую народную игру «В ворона». Действующие лица ее – ворон, клушка и цыплята.
Правила игры: клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон со словами: «Клушка, клушка, дай мне своего цыпленочка!»
Клушка ему в ответ: «Ой, ворон, не дам! Не дам!» Ворон угрожает: «Ну, тогда я всех твоих деток утащу!» И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка защищает цыплят, приговаривая: «Варк! Варк!»
Когда ворон выловит всех цыплят, игра заканчивается.
• Весенне-летние, зимние подвижные и спортивные игры наиболее многочисленны и направлены на воспитание смелости, ловкости, быстроты реакции, гибкости и точного глазомера. Это «Бабушкин клубок», «В пету-лапту», «В коку», «В колесики» (мордовские народные игры), «Гуси-лебеди», жмурки, игровая (русские народные игры), «Юрта», «Стрелок» (башкирские народные игры).
Фрагмент занятия с использованием данной группы народных игр.
– Сегодня мы продолжим знакомиться с народными играми. Мальчики и девочки собирались на деревенской улице или за околицей, играли, состязались в ловкости, выносливости, силе, гибкости, смелости. Эти игры и вам помогут развить смекалку, быстроту и ловкость.
По деревне шум идет,
Всех игра на луг зовет.
Здесь задором все полны,
Звонкой удалью красны.
Игра эта называется «Разорви цепь».
Правила игры: участвуют две команды – «Цепь серебряная» и «Цепь медная».
Каждую команду возглавляет предводитель (он выбирается из наиболее крепких мальчиков, так как им последним приходится решать судьбу своей команды).
Команды выстраиваются цепочкой друг напротив друга, взявшись за руки. Расстояние между цепями десять метров.
Предводители бросают жребий, определяя, какой команде начинать борьбу. Борьба начинается с представления своих достоинств, самовосхваления.
Цепь медная (хором).
Наша цепь из меди предков – Разорвать нас невозможно.
Цепь серебряная (хором). Слышишь, звон стоит в округе, Серебро нам даст всем силы.
Предводитель «Цепи медной».
В пустом звоне силы нет,
Сила – в нас, и мы докажем.
Предводитель окликает одного из членов команды к цепи противника.
Названный игрок из «Цепи медной» стремительно бросается разрывать цепь. Если ему удается разорвать цепь, он уводит в свою команду и ставит рядом с собой того игрока, чью цепь он разорвал при нападении. Если цепь разорвать не удалось, то нападающий пристраивается к команде противника.
Очередь переходит к игрокам «Цепи серебряной».
Предводитель «Цепи серебряной»:
Разорвем мы медь на части,
Стоит нам лишь к ней коснуться.
Предводитель направляет одного члена своей команды к цепи противника.
Так по очереди игроки то одной, то другой команды пытаются разорвать цепь противника и увести с собой игрока. При этом двустишие уже не произносится, а лишь называется имя очередного нападающего.
Игра идет до тех пор, пока все игроки одной из команд не окажутся полностью в цепи противника.
Последним бежит предводитель, чья команда полностью вошла в состав команды противника. Если он сумеет разорвать в каком-либо месте цепь противника, то забирает двух игроков. Затем в игру вступают эти двое игроков, бросаясь друг за другом на цепь. Игра продолжается до тех пор, пока двое игроков и ведущий не смогут разорвать цепь противника.
Развитию ловкости и быстроты способствует эстонская народная игра «Сторож» («Рынгу»).
Правила игры: играющие ложатся на гимнастические маты и делают вид, что спят. Сторож (водящий, которого выбирают дети либо по считалочке, либо по жребию) бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становись за мной!» Те дети, которых коснулась палочка, выполняют команду. Когда все встают, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, сторож следит за ними. Тот,
кто лег последним, становится сторожем. Игра повторяется. Выигрывает тот, кто ни разу не был сторожем.
• Театрализованные (ролевые) игры. Используя различные театрализованные средства, играющие стремятся передать в изображаемых героях – в людях, зверях, птицах, мифологических существах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, возрастные особенности, душевные качества – доброту, смелость, злость, трусливость. Стремление к образности вырабатывает определенный художественный вкус, наблюдательность, умение фантазировать. С этой целью используются игры «Журавли», «В петушки», «В редьку», «Лесной батюшка», «На пасеке» (мордовские народные игры), «Гуси», «Пчелки и ласточки» (русские народные игры). Проведение игр данного типа требует предварительной подготовки.
Приведем фрагмент занятия , на котором используется театрализованная игра.
– Используя народные игры, вы постарайтесь не только проявлять свою ловкость, силу, смекалку, быстроту, но и творчество, умение разыгрывать роли, передавать настроение героев игры, демонстрировать повадки различных животных. Игра, которая позволит это сделать, называется «Петушки». В нее играли, собираясь на лужайках весной и летом, наши бабушки и дедушки, когда были такими, как вы.
Правила игры: основные действующие лица: бабушка, петушок и курочка. К поведению игры дети готовятся заранее (не зная правил игры, распределяют роли, подбирают костюмы действующих лиц (бабушка – девочка в юбке, кофте и в платочке, петушок – мальчик с гребешком на голове, курочки – девочки в платочках и мальчики с маленькими гребешками). Перед началом игры в двадцати шагах по одну и другую сторону от центра площадки вбивают в землю два колышка, высотой один метр. На колышки привязывают разноцветные ленты.
Игра начинается с кругового хоровода курочек и бабушки.
В центре хоровода с прутиком в руке ходит петушок, следя за курочками.
Хоровод.
Была у бабушки курочка, курочка!
Пестрое яичко она снесла, снесла!
На окошке бабушка яичко
положила, положила!
Прилетела воровка ворона – яичко
украла, украла!
Внучек бабушкин заплакал, заплакал.
Пришла бабушка, бабушка.
Успокоила его, успокоила.
Хоровод разворачивается в одну шеренгу. Последней слева оказывается бабушка, а последним справа – петушок. Петушок проходит мимо курочек, дотрагивается до них прутиком, считает. В этом случае можно применять короткую считалочку, популярную в данной местности.
Петушок (останавливается перед бабушкой).
Бабушка, а бабушка,
У тебя есть курочка?
Бабушка. Есть, да дома, непутевая...
Петушок. А где она?
Бабушка (указывает на одну из курочек в хороводе).
Курочка меняется ролью с петушком.
Игры в помещении занимают особое место. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры и молодежные забавы («В мышку», «В жмурки», «Мышиный огонек», «Сеем, сеем мы горох»).
В процессе проведения народных игр на уроках физической культуры радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны.
Особую значимость на уроках физической культуры имеют подвижные народные игры. В них ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, стремление к победе.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям начальной школы.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют воспитанию воли.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей является глубокое знание и свободное владение обширным народным игровым материалом. При подготовке к проведению народных игр и постановке хороводов руководителю необходимо самому «войти» в игру и возрастную группу участников. Проведение игр должно носить систематический характер, только в этом случае возможно сформировать представление о культуре народов разных национальностей.
В ходе игры педагогу необходимо привлекать внимание детей к содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делать краткие указания, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, оказывать дружескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Для успешной организации народной игры желательно следовать определенным правилам. Например, объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалочка, жеребьевка), педагогу не следует на уроке физической культуры предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большее удовольствие и избавит их от скучного знакомства с игровым элементом, а также сэкономит урочное время. Объяснение народной игры должно быть кратким, лаконичным, эмоционально выразительным. Педагог дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутах, правилах игры. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры обязательно следует положительно оценить детей за смелость, ловкость, выдержку, взаимоподдержку и т.д. В подвижных и спортивных играх необходимо добиваться здоровой товарищеской состязательности. В ролевых играх стремиться развивать умение фантазировать, передавать характер разыгрываемого персонажа.
Главная задача педагога – научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.