Где родился - там и пригодился | Тарасова Наталья Николаевна, Звягинцева Юлия Александровна. Работа №318977
Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и индивидуального сопровождения становятся чрезвычайно актуальными. Краткосрочные индивидуальные проекты по профориентации нацелены на индивидуальный подход к развитию обучающегося, знакомство с профессией, возможность избежать ошибок при выборе профессии. Современный мир – это мир высоких скоростей, мир, в котором действенные решения принимаются мгновенно, мир, в котором прогресс движется семимильными шагами. Человек в этом мире находится в постоянной гонке за лучшей жизнью, в надежде на признание своих умений и навыков. У работников дополнительного образования есть уникальная возможность помочь молодежи оглядеться, осознать, что достичь успеха они смогут и в родном крае. Особенно важно понимание востребованности на своей малой родине, где есть чувство комфорта, свободы, уверенности для учащихся выпускных классов. Поэтому краткосрочные индивидуальные проекты по профориентации пользуются у выпускников большим успехом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАБОТЕ РАКИТЯНСКОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ.
Н.Н. Тарасова
педагог-организатор,
Ю.А. Звягинцева
методист
МБУ ДО Ракитянская станция юных натуралистов
2023 год
Аннотация. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и индивидуального сопровождения становятся чрезвычайно актуальными. Краткосрочные индивидуальные проекты по профориентации нацелены на индивидуальный подход к развитию обучающегося, знакомство с профессией, возможность избежать ошибок при выборе профессии.
Современный мир – это мир высоких скоростей, мир, в котором действенные решения принимаются мгновенно, мир, в котором прогресс движется семимильными шагами. Человек в этом мире находится в постоянной гонке за лучшей жизнью, в надежде на признание своих умений и навыков. У работников дополнительного образования есть уникальная возможность помочь молодежи оглядеться, осознать, что достичь успеха они смогут и в родном крае. Особенно важно понимание востребованности на своей малой родине, где есть чувство комфорта, свободы, уверенности для учащихся выпускных классов. Поэтому краткосрочные индивидуальные проекты по профориентации пользуются у выпускников большим успехом.
Актуальность таких проектов заключается в проблеме выбора профессии, с последующей возможностью реализации в профессиональной деятельности своих способностей, достижения в ней мастерства и возможности получения удовлетворения от своего труда. Современное общество нуждается в успешном профессиональном самоопределении выпускников. Одним из направлений в работе учреждений дополнительного образования является организация индивидуального сопровождения профессионального самоопределения с учетом и потребности общества, и интересов, способностей обучающегося. [2]
Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и индивидуального сопровождения становятся чрезвычайно актуальными. Проекты нацелены на индивидуальный подход к развитию обучающегося, знакомство с профессией, возможность избежать ошибок при выборе профессии. Целью проектов является разработка внеурочной, внеклассной деятельности в соответствии с возрастными, личностными, познавательными и творческими способностями обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения учащихся с учетом современной социокультурной и экономической ситуации в Ракитянском районе и Белгородском регионе; сбор и анализ информации о востребованных профессиях. В задачи проекта входят: 1) организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о профессиях, перспективах их развития, спросе на них в регионе; 2) координация деятельности педагогов, родителей, социальных партнеров для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению учащихся.
Механизмы реализации проектов следующие:
- Ознакомление с видами профессий.
- Исследование востребования специалистов разных профессий.
- Домашний совет
- Консультации с психологом.
- Сбор и анализ информации о интересующей профессии по литературным и интернет-источникам.
- Ознакомление с профессией на базе средних профессиональных и высших учебных заведений.
- Подготовка и выпуск буклета, презентации, выступление на занятии по профориентации.
Такой план реализации проекта помогает учащимся утвердится в своем выборе или понять его несостоятельность.
Для правильного выбора профессии, нужно не только учитывать пожелания родителей, свои интересы, способности и желания, но и выяснить одно из немаловажных условий - психологическую готовность к выбору профессии. Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего. В этом вопросе лучше всего поможет разобраться школьный психолог. Пройденные тесты, опросы по методике Е.А. Климова, базирующиеся на психологической классификации профессий по предмету труда, модифицированная методика А.Е. Голомштока Карта интересов, индивидуальные беседы помогают ребятам разобраться в себе, своих способностях, склонностях, интересах, мотивах выбора профессии. [1]
Выбирая профессию желательно знать не только о настоящем, но и прошлом профессии. Изучение исторических аспектов одна из задач проекта.
Важным этапом проектов является составление учащимися профессиограммы, где информация из разных источников об особенностях профессии или специальности фиксируется (собирается) в схемах, таблицах, диаграммах. Такая информация помогает лучше узнать содержание будущей профессии. Сюда входят: требования к профессиональной подготовке, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания. Выпускники должны понимать, что в трудоустройстве решающую роль играет образование, поэтому в работе над проектом важно выяснить в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Успешность подвластна профессионалам. Будущее за умными, смелыми, инициативными работниками. Нужно быть готовым к усовершенствованию, а может быть к созданию новой продукции, которая будет востребована у потребителей. Решение таких вопросов связано с анализом тенденции рынка и ассортиментом конкурентов, умением формировать экспертное мнение. Специалист должен уметь считать себестоимость новинок и экономически обосновывать их внедрение, овладеть нормами безопасности и требованиями производственного контроля. Проект предполагает знакомство и анализ информации об уровне зарплаты специалистов рассматриваемых профессий.
В основу принципа разработки индивидуальных проектов по профориентации в дополнительном образовании взяли пословицу Где родился, там и пригодился.
Основной сектор экономики Ракитянского района - агропромышленный комплекс. Общая площадь сельхозугодий по району составляет 90, 087 тысяч гектаров, из них 56,6 тысяч гектаров пашни. Поэтому логично связать будущую профессию с растениеводством, чтобы она была востребованной в месте проживания.
В настоящее время Белгородская область занимает лидирующую позицию в структуре производства мяса птицы и свинины по регионам России. Объем производства мяса птицы и свинины составляет около 15% от производства по стране. Эти данные говорят о высоком уровне востребованности специалистов по выращиванию животных, птицы и переработке мясной продукции на предприятиях нашего региона. Вакансий на мясоперерабатывающих предприятиях немало, опытный специалист без работы не останется. Причём трудоустроиться можно не только на крупные заводы, но и на продовольственные рынки или в сетевые магазины.
В ходе реализации краткосрочных индивидуальных проектов по профориентации нужно ориентироваться на следующие результаты:
• Наличие представлений о рынке труда, рынке образовательных услуг в Ракитянском районе, Белгородском регионе.
• Наличие навыков анализа своих способностей и интересов.
• Активная позиция учащегося в ситуации выбора.
Педагогами Ракитянской станции юных натуралистов накоплен опыт реализации индивидуальных краткосрочных проектов по профориентации следующих сельскохозяйственных профессий: агроном, агрохимик, ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, зоотехник, зооинженер, технолог по переработке мясной продукции.
Надеемся, что наши ребята, родившиеся, выросшие на Белгородчине, впитавшие ее культуру и традиции найдут здесь свое место, призвание и послужат делу процветания своей малой Родины.
ЛИТЕРАТУРА
Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы / Н.С. Пряжников. - М.: ВАКО, 2018. - 397 c.
Теплётчикова У.В. Секреты и искусство профориентации и поиска предназначения. Как войти в своё русло и следовать к источнику благополучия / Ульяна Вячеславовна Теплётчикова У.В. - М.: Издательские решения, 2019. - 812 c.