Гендерные особенности девиантного поведения у школьников подросткового возраста | Орналы Меруерт Бақытбекқызы. Работа №336132
Результат исследования по теме «Гендерные особенности девиантного поведения у школьников подросткового возраста»
Различия в девиантом поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.
Во время исследовательской работы была выдвинута гипотеза – в подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется гендерными различиями: в уровнях и формах проявления агрессивности, в типах склонности к девиантному поведению, в особенностях невротизации и психопатизации поведения.
В соответствии с гипотезой была поставлена цель - выявить гендерные особенности девиаций поведения у подростков, для достижения которой были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;
- сравнить полученные результаты;
- сформулировать выводы.
Для выявления гендерных различий девиаций, использовали следующие методики:
– «Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности»;
– «Методика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел;
– «Диагностический опросник для выявления склонности к различным
формам девиантного поведения» (ДАП-П);
– «методика диагностики девиантного поведения
несовершеннолетних» (тест СДП – склонности к девиантному
поведению);
– опросник М. Цукермана «Потребность в поисках ощущений».
Программа эмпирического исследования состоит из трех этапов:
1. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков мужского пола.
2. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков женского пола.
3. Сравнительный анализ полученных данных исследования.
Результат исследования по теме «Гендерные особенности девиантного поведения у школьников подросткового возраста»
Различия в девиантом поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.
Во время исследовательской работы была выдвинута гипотеза – в подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется гендерными различиями: в уровнях и формах проявления агрессивности, в типах склонности к девиантному поведению, в особенностях невротизации и психопатизации поведения.
В соответствии с гипотезой была поставлена цель - выявить гендерные особенности девиаций поведения у подростков, для достижения которой были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;
- сравнить полученные результаты;
- сформулировать выводы.
Для выявления гендерных различий девиаций, использовали следующие методики:
– «Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности»;
– «Методика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел;
– «Диагностический опросник для выявления склонности к различным
формам девиантного поведения» (ДАП-П);
– «методика диагностики девиантного поведения
несовершеннолетних» (тест СДП – склонности к девиантному
поведению);
– опросник М. Цукермана «Потребность в поисках ощущений».
Программа эмпирического исследования состоит из трех этапов:
1. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков мужского пола.
2. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков женского пола.
3. Сравнительный анализ полученных данных исследования.
Для выяснения гендерных особенностей подростков с проявлением девиантного поведеления был использован опросник С. Бэм. Именно он помогает подростку измерить себя с гендерной позиции. Он включает в себя шестьдесят качеств, которые подростки соотносят к себе и отвечают да/нет.
Каждая треть вопросов позволяет их отнести к шкалам мужественности, женственности и к категории нейтральных.
После гендерной оценки подростков была проведена диагностика с помощью «Методики склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел [39]. Суть данной методики заключается в том, что респондентам предлагается ряд утверждений, которые необходимо соотнести со сторонами жизни обучающихся. Если данное утверждение касается привычек или характера подростка, необходимо ответить «верно» и наоборот. Обучающимся было разъяснено, что в данном случае не может быть правильных и неправильных ответов.
Необходимо отметить, что сам опросник состоит из двух вариантов в зависимости от пола испытуемого и составляет 89 утверждений для женского пола и 98 вопросов для мужского соответственно. За каждое совпадение с ключом ответу испытуемого дается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше.
Для дополнительного исследования склонности к девиантному поведению среди обозначенных ранее респондентов был использован также «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П).
Следующая методика представляет собой опросник «Склонность к поиску ощущений» М. Цукермана. Данная методика представляет собой сорок утверждений, с которыми обучающиеся должны были согласиться либо отметить, как не относимые к ним. Также присутствует вариант ответа «затрудняюсь ответить». Школьникам было разъяснено о том, что не нужно тратить много времени на поиск варианта ответа, а отвечать «первое, что пришло в голову». Примерное время выполнения данного задания сводилось к 10 минутам.
Далее были соотнесены ответы с ключами, которые условно можно разделить на четыре шкалы по 10 вопросов.
Таблица 1 – Результаты шкал опросника «Склонность к поиску ощущений» М. Цукермана
Также в ходе проведенного исследования была использована методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП - склонности к девиантному поведению). Данная методика была разработана коллективом авторов Э.В. Леус, А.Г. Соловьевым и прошла процедуру адаптации и стандартизации.
Данная методика в полной мере позволяет определить наличие, а также степень выраженности девиации в подростковом возрасте. Испытуемым также было предложено выразить свое отношение к предложенным 75 вопросам путем выбора варианта ответа.
По итогам проведения указанных диагностик, на основе полученных результатов, нами были сформированы коррекционные занятия, направленные на преодоление девиантного поведения обучающихся.
Результаты исследования
Перед использованием вышеуказанных методик с каждым подростком была проведена беседа, в ходе которой подросткам было предложено порассуждать о девиантном поведении. Наибольшее количество старшеклассников полагают, что девиантное поведение заключается в нарушении социальных норм (80%). На втором месте расположилось определение девиантного поведения с точки зрения причинения вреда другим людям (16%), и всего один из подростков сравнил девиантное поведение с причинением вреда себе (4%).
Также подросткам было предложен вариант сформировать виды девиантного поведения, проявления которых присутствовали в их жизни.
Таблица 2 – Опыт проявления девиантного поведения
Из указанной таблицы следует, что число девушек, имевших опыт с курением и алкоголем, превышает количество юношей с аналогичным опытом. Эта статистика опровергает тот факт, что юноши более склонны к курению и употреблению алкогольных напитков. Что касается употребления наркотических и психоактивных веществ, то здесь наблюдается обратная ситуация, юноши имеют больший опыт в проявлении данной формы девиантного поведения.
Далее юношам и девушкам было предложено ответить на ряд вопросов, и в первую очередь, тридцати подросткам было предложено ответить на вопросы, разработанные С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности, результаты которого отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты вопросника С. Бэм
По полученным результатам можно сделать следующие выводы.
Двадцать подростков имеют ярко выраженный андрогинный гендер, то есть совмещают в себе и мужскую и женскую гендерную роль. Андрогинный гендер нашел свое проявление в связи со способностью человека адаптироваться в различным условиям. Необходимо отметить, что подростки, обладающие андрогинными чертами, успешнее имеют возможность справляться как с женскими, так и мужскими обязанностями.
Такие люди лучше понимают противоположный пол, быстрее и успешнее могут найти общий язык с представителем любого пола.
Шесть подростков имеют маскулинные черты, что характерно из них двое представителей женского пола. Необходимо отметить, что маскулинные девушки обладают сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме.
Двое из опрошенных имеют фемининные черты, среди подростков мужского пола выявленные проявления фемининности отсутствуют. Кроме того, необходимо отметить, что ярко выраженной маскулинности и ярко выраженной фемининности среди подростков на основе полученных данных не выявлено.
IS от -1 до 1( андрогинность)
IS < -1 (маскулинность)
IS > 1 (фемининность)
Методика склонности к отклоняющему поведения А.Н. Орел на основе соотнесения со сторонами жизни обучающихся позволила сделать следующие выводы по всем представленным шкалам.
1. Шкала установки на социальную желательность. Показатели всех учащихся свидетельствуют об умеренной тенденции дать при заполнении опросника социально-желательные ответы.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Показатели семнадцати подростков (56,6%) свидетельствуют о склонности к нарушению установленных норм и правил поведения, о нонконформистких установках испытуемых, о желании искать определенные трудности, преодолевая их в дальнейшем. Показатели пяти (16,6%) обучающихся свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистких тенденций, что заставляет задуматься о достоверности результатов тестирования по данной шкале.
Результаты восьми подростков (26,6%) позволяют сделать вывод о высоком интеллектуальном уровне испытуемых, о способности следовать стереотипам и установленным нормам и правилам.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению. Половина обучающихся имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Результаты данных подростков свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни. Другая же половина не выразила указанных тенденций.
4. Шкала склонности к саморазрушающему поведению. Двадцать опрошенных (66,6%) не имеют тенденции к саморазрушающему поведению, тенденции к соматизации тревоги. Показатели десяти подростков (33,4%) сводятся к низкой ценности к собственной жизни, склонности к риску. Характерно, что среди указанных десяти подростков шестеро женского пола.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию. Двадцать три подростка (76,6%) не имеют выраженности агрессивных действий, выражают о неприемлемости насилия. Результаты семи подростков (24,4%) говорят о склонности решать проблемы посредством насилия, об унижении партнера для стабилизации самооценки.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Двадцать один подросток (70%) имеет показатели слабого волевого контроля, это может быть выражено не только в неспособности контролировать поведенческие проявления, но и в нежелании этого делать. Показатели девяти подростков (30%) свидетельствуют о жестком самоконтроле эмоциональных реакций.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению. Данная шкала хоть и носит условный характер, но способна определить готовность подростка начать реализацию указанной формы поведения. У тринадцати подростков (43,3%) присутствует высокая готовность к реализации делинквентного поведения. Результаты семнадцати подростков (56,7%) говорят о не выраженности указанных тенденций.
Для анализа достоверности исследований нами был предпринят статистический анализ количественных данных. Перед нами стоит задача – выяснить существуют ли значимые различия в измеренных параметрах между двумя группами – подростков мужского и подростков женского пола. Сравнение между группами проводилось при помощи U-критерия Манна Уитни, который позволяет оценивать различия между двумя выборками по количественно измеренному критерию. После проведения анализа данных с помощью U-критерия Манна-Уитни мы обратили внимание на отсутствие значимых различий между подростками мужского и женского пола давать социально-желательные ответы. Показатели по шкалам различных форм отклоняющегося поведения у подростков мужского пола, за исключением склонности к делинквентному поведению, значительно выше у подростков мужского пола, чем девушек-подростков.
Далее для дополнительного исследования склонности к девиантному поведению среди обозначенных ранее респондентов был использован также «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П). Результаты указанного опросника можно изобразить графически в процентном соотношении в зависимости от пола подростка на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Результаты выявления склонности к различным формам девиантного поведения подростками мужского пола
Рисунок 3 – Результаты выявления склонности к различным формам девиантного поведения подростками женского пола
Использовав U-критерий Манна-Уитни, можно сделать следующие выводы. Различия в уровнях выборок можно считать существенными, поскольку у подростков женского пола присутствует более низкая склонность к проявлениям девиантного поведения. При этом различия в уровнях выборок среди подростков с суицидальной предрасположенностью можно считать не существенными, так как среди подростков обоих полов присутствуют подростки с суицидальной предрасположенностью, а также несколько подростков с высокой склонностью к ней, что требует определенного вмешательства в жизнедеятельность данных учащихся.
В связи с выявленными предрасположенностями ряда подростков к девиантному, в том числе и суицидальному поведению был использован дополнительно опросник диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), который помимо трех названных выше категорий также позволяет определить предрасположенность к социально желаемому и агрессивному поведению. Результаты также предлагается посмотреть наглядно в зависимости от пола подростка на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты выявления склонности подростков к отклоняющемуся поведению
По представленным результатам можно сделать следующие выводы.
По первому показателю социально желаемого поведения больше в процентном соотношении набрали девушки. Отсюда следует, что девушки более коммуникабельны в группе, общение представляет для них ведущий вид деятельности и основу психического и личностного развития.
Делинквентное поведение находит отражение у подростков мужского пола чаще, чем у подростков женского пола. Такие формы поведения, как мелкие хулиганства, сквернословие, дисциплинарные проступки в школе и так далее больше присущи юношам.
Аддиктивное поведение, то есть злоупотребление алкоголем, курением и так далее практически равномерно распределено между подростками обоих полов. Если несколько лет еще назад данный показатель оставался в разы больше за юношами, то сейчас, в частности в вопросе курения произошли кардинальные изменения. Так, это связано, в первую очередь, с развитием на российском рынке электронных сигарет. Vaping или вейпинг, как его называют в России – это вдыхание и выдыхание паров, вырабатываемых нагретой жидкостью с никотином из электронной сигареты или вейпа, испарителя. Компании производители категорически отрицают тот факт, что подростки входят в целевую аудиторию потребителей, однако критики отмечают наличие изображений молодежи в рекламных роликах и на изображениях, цветовую гамму, используемую обычно для привлечения тинейджеров, анимацию, актеров в возрасте до 21 года. Работает также и подача основной идеи: вейпинг «делает вас счастливее и повышает социальный статус курильщика». В связи с чем, количество курящих подростков женского пола возросло в разы за последние два года.
Агрессивное поведение представляет собой как вербальную, так и физическую агрессию. Исходя из проведенного исследования, подростки мужского пола проявляют агрессию в два раза чаще. Агрессия, как правило, проявляется и в противостоянии с родителями дома, и в дальнейшем может стать чертой характера на долгие годы. Для агрессии необязательно иметь свое прямое внешнее выражение, поскольку для подростка она может носить и скрытый характер, например, наблюдение за издевательствами над другими, обиды, чрезмерная подозрительность, неконструктивная критика в адрес других людей.
Что касается предрасположенности к суицидальному поведению, то по итогам данного опросника, она была выявлена также у нескольких человек обоих полов. Это выражается, прежде всего, в том, что подросток стремится нанести себе вред, сознательно отказываясь от жизни.
После проведения анализа данных с помощью U-критерия Манна Уитни получены следующие данные. Величина U эмп = 49,5 при U кр = 27 для p≤0.05 по шкале СОП (социально обусловленное поведение) попала в зону незначимости; U эмп = 45 при U кр = 27 для p≤0.05 по шкале ДП (делинквентное поведение) незначима; U эмп = 41,5 при U кр = 27 для p≤0.05 по шкале ЗП (аддиктивное поведение) незначима; U эмп = 48 при U кр = 27 для p≤0.05 по шкале АП (агрессивное поведение) незначима, то есть статистически достоверные различия в показателях между подростками отсутствуют, за исключением шкалы СП (самоповреждающее поведение), там U эмп = 26 при U кр = 27 попала в зону неопределённости. Это означает, что по данному типу проявления девиантного поведения различия есть, но они несущественные.
Заключительной методикой выступил опросник М. Цукермана «Потребность в поисках ощущений». Важно рассмотреть вопрос насколько подростки склонны к риску и как они оценивают уровень потребности личности в новых ощущениях различного рода.
Рисунок 5 – Результаты выявления склонности подростков мужского пола к риску и новым ощущениям
Рисунок 6 – Результаты выявления склонности подростков женского пола к риску и новым ощущениям
Использовав U-критерий Манна-Уитни, можно сделать следующие выводы. Величина U эмп = 56 при U кр = 64 для p≤0.05 Гипотеза о незначительности различий между выборками принимается, если U кр < U эмп. В противном случае гипотеза отвергается, и различие определяется как существенное. Таким образом, по результатам исследования видно, что у подростков мужского пола присутствует потребность в риске и новых ощущениях выше, чем у девушек-подростков. Отсюда следует, что данные подростки имеют определенное влечение, возможно к опасным впечатлениям. Зачастую данные обучающиеся могут быть спровоцированы для участия в рискованных авантюрах и мероприятиях.
Средний уровень склонности присутствует практически в равной мере между подростками обоих полов. Для них характерно умение контролировать свои потребности, то есть с одной стороны, они являются открытыми для нового опыта, а с другой стороны, все-таки присутствует некая сдержанность, рассудительность при принятии такого рода решений.
Однако у большинства подростков женского пола выявлен низкий уровень склонности к риску. Для данных учащихся характерен высокий уровень предусмотрительности, осторожности, возможно, в ущерб новым впечатлениям. Данные испытуемые отдают предпочтение стабильности, упорядоченности своей жизнедеятельности.
По итогу проведенных исследований подросткам было предложено порассуждать, как они сами воспринимают гендерные стереотипы девиантного поведения.
Рисунок 7 – Гендерные стереотипы
Рисунок 7 показывает, что подростки считают юношей более склонными к девиантному поведению, у которых как минимум в два раза превышаются показатели по сравнению с девушками. При этом важно отметить, что ряд видов девиантного поведения, в частности, употребление наркотиков, воровство, подростки относят к недопустимым проявлениям, как для юношей, так и для девушек.
В ходе беседы с подростками респондентами было выявлено, что самой распространенной девиацией является употребление алкогольных напитков. Поэтому предлагается подробнее остановиться на данном вопросе. Подросткам было предложено ответить на вопрос, в каком месте они употребляли спиртные напитки, результаты отражены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Самые распространенные места и ситуации употребления алкоголя
На рисунке показано, что существует разница в местах употребления алкоголя среди подростков. Самыми распространенными местами выступает: дискотека, дома у друзей, на празднике с родителями. Причем, подростками отмечено, что юноши предпочитают крепкие алкогольные напитки и пиво, а девушки винную продукцию.
Можно сделать вывод о том, что и юноши, и девушки употребляют алкоголь для того, чтобы повысить свою коммуникабельную функцию, раскрепоститься. При этом подростки мужского пола менее привередливы к местам употребления алкоголя, для девушек же еще характерен демонстративный вид потребления: красивое общественное место, модный напиток и так далее. Кроме того, подростки называли и различные причины потребления алкоголя. Так, для девушек более характерно выпивать при депрессиях, чувстве одиночества. Для юношей же основная причина употребления заключается в получении чувства смелости, преодоление различных психологических барьеров. Названа была и общая причина – «выпить, чтобы расслабиться».
Курение явилось вторым по популярности видом девиантного поведения после употребления алкогольных напитков. Данная форма девиантнгого поведения является распространенной как среди девушек, так и юношей. При этом обучающиеся указывают, что наиболее частой причиной курения у юношей является желание показаться взрослым, а у девушек любопытство.
Что касается употребления наркотических средств, то опыт употребления является незначительным. В качестве причин употребления подростки называют любопытство, желание попробовать за компанию, показаться взрослым.
Еще одним немаловажным видом девиации выступает буллинг. По данным опроса, большинство подростков сталкивались с этим явлением (70%, их них 40% юноши и 30% девушки). Как правило, среди женского пола подростки выступали в роли наблюдателя или жертвы, среди юношей присутствовали и участники буллинга. Эти сведения позволяют сделать вывод о том, что юноши больше склонны к проявлению агрессии и являются активными участниками данного девиантного поведения.
Сквернословие также выступает видом девиантного поведения, с которым ежедневно сталкиваются подростки. По их мнению, данные слова позволяют быть более раскованными. То есть наблюдается тенденция к эмансипации. Для юношей характерно использование ненормативной лексики при использовании агрессии (30%), оскорблений (26%), для того, чтобы показать отсутствие страха (25%). Также еще одной причиной является попытка донести до своего собеседника информацию с более красочным контекстом.
Таким образом, обобщая результаты исследования можно сделать вывод о том, что склонность к девиантному поведению во многом определяется гендерными особенностями подростков. От гендерности подростка зависит его конфликтность, агрессивность, способность к самоповреждению, нарушению норм и правил. При этом, в настоящее время происходит стирание гендерных особенностей между парнями и девушками в совершении некоторых девиаций, однако причины их совершения, их частота и способы совершения все равно различны.