ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ | Долина Екатерина Андреевна. Работа №322645
Работа посвящена проблеме гендерного различия степени конфликтности личности в процессе деятельности. В статье рассмотрены гендерные различия конфликтности личности в ранней юности. Также проведен анализ различий уровня конфликтности юношей и девушек. Проблема конфликта, нахождение средств психологической защиты от него, является актуальной научно-практической проблемой психологии. Это обусловлено тем, что формирование новых отношений ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Ткаченко Надежда Степановна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, город Белгород, Россия
Долина Екатерина Андреевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, студент факультета психологии, город Белгород, Россия
Аннотация: работа посвящена проблеме гендерного различия степени конфликтности личности в процессе деятельности. В статье рассмотрены гендерные различия конфликтности личности в ранней юности. Также проведен анализ различий уровня конфликтности юношей и девушек.
Ключевые слова: конфликтность личности, конфликт, гендерные различия, гендер, ранняя юность, юность, личность.
GENDER DIFFERENCES OF PERSONALITY CONFLICT IN EARLY YOUTH
Tkachenko N. S.
Belgorod State National Research University, Associate Professor of the Department of Age and Social Psychology, Belgorod, Russia
Dolina E. A.
Belgorod State National Research University, student of the Faculty of Psychology, Belgorod, Russia
Abstract: the paper is devoted to the problem of gender differences in the degree of personality conflict in the process of activity. The article examines the gender differences of personality conflict in early youth. The analysis of differences in the level of conflict between boys and girls was also carried out.
Keywords: personality conflict, conflict, gender differences, gender, early youth, youth, personality.
Проблема конфликта, нахождение средств психологической защиты от него, является актуальной научно-практической проблемой психологии. Это обусловлено тем, что формирование новых отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации – семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие [1].
Рассматривая конфликт, как социально-психологический феномен, он является характерной и закономерной чертой социальных отношений. Развиваться бесконфликтно не могут не социальная группа, ни индивид, так как наличие конфликтов и являются показателем нормального развития. Конфликты могут возникать в любой сфере человеческой деятельности и взаимоотношений, поэтому система образования не является исключением.
Проблема конфликтов была рассмотрена в работах, как отечественных (А.Я. Анцупов, В.Н. Мясищев, В.И. Журавлев, Н.В. Гришина, Н.И. Леонов и др.), так и зарубежных ученых (Зиммель, Л. Козер, К. Левин, К. Хорни и др.).
При изучении конфликтности личности необходимо рассматривать не только возрастную специфику, но и гендерную. Так же важно отметить, что не бывает «чисто» женской или мужской личности. Каждая из них в различной степени имеет место быть в индивиде [3].
Выяснено, что в конфликтных ситуациях в большинстве случаев девушки проявляют терпимость и стремятся к компромиссу. У юношей же закономерность выражена не так сильно. Так же наблюдается, что девущки в ходе конфликта склонны вспоминать ошибки прошлого. У юношей такой тенденции почти не наблюдается [2].
По данным исследований, несмотря на то, что юноши не лучше способны понимать чувства и переживания других людей чем девушки, при этом они более заинтересованы в том, чтобы для окружающих это было менее незаметно. На это от части влияет желание юношей не выглядеть в глазах девушек эмпатичными, так как это их гендерной роли совсем не соответствует [4].
Стратегии сотрудничества и приспособления при одолении конфликтных ситуаций, у девушек более выражены нежели у юношей. В то время, как у юношей более выражены стратегии компромисса и соперничества. При этом и у девушек, и у юношей стратегия избегания выражена одинаково [5].
Подведя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что юноши в большинстве случает не проявляют достаточную гибкость при разрешении конфликтной ситуации, так как для них свойственны стратегии соперничества и избегания. Девушки же свойственно проявлять терпимость и стремление к компромиссному решению конфликтной ситуации.
Мы предположили, что существуют гендерные различия в степени конфликтности личности у девушек и юношей.
Для выявления гендерных различий степени конфликтности в ранней юности мы провели эмпирическое исследование на базе ОГБОУ Борисовской СОШ. В нашем исследовании приняли участие 30 юношей и 30 девушек в возрасте ранней юности (15-17 лет). Были использованы следующие методики:
Методика «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М.
Рамендик
).
В качестве статистического критерия применялся U-критерий Манна-Уитни в программе статистического анализа SSPS-23.
Результаты проведенного опроса по методике «Определение уровня конфликтности индивида» (Д.М. Рамендик) отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнение уровня конфликтности у девушек и юношей (в ср.з.)
Как мы видим на Рис. 1. У юношей уровень конфликтности (ср.з. - 31,9) преобладает уровню конфликтности девушек (ср.з. – 29,1).
Чтобы определить достоверность различий уровня конфликтности у юношей и девушек, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.
Результаты подсчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Гендерные различия уровня конфликтности по U-критерий Манна-Уитни.
Название шкал
Среднее значение в группе девушек
Среднее значение в группе юношей
Уровень значимости
Уровень конфликтности
29,10
31,90
0,533
– статистически значимые различия, при р≤0,05 по критерию Манна-Уитни
Уровень значимости при сравнении уровня конфликтности юношей и девушек равняется 0,533. Такие результаты говорят о том, что значимых различий между мужской и женской группами нет.
Подведя итоги по проведенному нами исследованию, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась, отличий степени конфликтности между юношами и девушками студенческого возраста нет. Такие результаты могут быть получены в одном из двух случаев: 1) недостаточный размер выборки; 2) между юношами и девушками действительно отсутствуют значимые различия по степени конфликтности. Проблема требует дополнительных изучений.
Библиографический список:
Алиева, Р.Р.
Конфликтология
. / Р.Р. Алиева, Ш. И.
Булуева
, П. К. Магомедова // Учебное пособие. – М.:
Юрайт
. – 2019. – 382 с.
Грошев И.В. Половой диморфизм и поведение в
конфликте / И.В. Грошев // Психология. – 1996. №6. – С.13-15.
Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные
механизмы. – Изд-во «Речь», 2007.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология
мужчины и женщины. – СПб.: Питер-Пресс, 2002. – 544 с.
Чуйкова Ю.М. Взаимосвязь коммуникативных
характеристик личности и эмоциональной устойчивости. – СПб.: Изд-во «Питер», 2017 – 123 с.