Гендерный подход в физическом воспитании детей ☼
Автор: Шангина Любовь Николаевна
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Как сказал немецкий философ Альберт Шопенгауэр: « Здоровье до того
перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый
нищий счастливее больного короля».
Видеть своего ребенка жизнерадостным, активным, инициативным и
обязательно здоровым – естественное желание родителей.
О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей с
каждым годом все меньше. Как мы, взрослые, можем помочь нашим
детям стать действительно здоровыми. Найти ответы на эти вопросы
помогут методы и приемы здоровьесбережения, которые успешно
применяются в нашем ДОУ.
Мы выстроили модель здоровьесберегающего пространства по
основным направлениям:
- организация санитарно-эпидемиологического режима;
- обеспечение психологической безопасности детей;
- организация лечебно-профилактической работы;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- создание предметно-развивающей среды;
- формирование у детей осознанного отношения к здоровью;
- организация работы по просвещению родителей.
Каждый педагог оказался задействованным в работе по формированию
собственной здоровьесберегающей компетентности. Для большинства
педагогов такая деятельность стала нормой. Об этом свидетельствуют:
своевременное проведение физминуток, переключение видов
деятельности, многообразие дидактического обеспечения, оптимальный
подбор методов, приемов и средств здоровьесбережения воспитанников.
Ученые , в результате исследований подобрали надежный ключ
к формированию здоровья ребенка, его умственной активности, умения
действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движение!
Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности
маленького ребенка, а у более старших – это фундамент настоящего
и будущего здоровья. Именно на моих занятиях это прослеживается
как ни где.
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание
детей ориентируется на « условного ребенка». Оно чаще всего практически
не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда
необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.
Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил:
« Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их
уравнивать». Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек
должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой
различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики,
отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в
воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной
активностью, потребностью в преобразующей деятельности, восприятие пространства практически не ограничено. Тогда как, у девочек пространство
не велико, но оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.
В центре внимания девочек находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы
потребления, привлекают домашние дела.
Гендер – социальный пол, психологический пол, полоролевые
отношения. В настоящее время гендерные исследования остаются
актуальными. Это нашло отражение в проекте концепции Российской
академии образования / « Половое воспитание российских школьников»
1998 года и « Гендерной стратегии Российской Федерации» 2003 года.
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса
с учетом половой идентичности, особенностей развития детей. Учет
гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.
Характеристика: качества личности –
мальчики – сила, смелость, девочки – слабость, робость,
необидчивость, нетерпеливость. обидчивость,ранимость,
терпеливость, терпимость.
познавательные процессы –
мальчики – предпочтение движений; девочки – предпочтение покоя;
умение мыслить глобально; умение разбираться в деталях;
завышенная самооценка. заниженная самооценка.
физические различия –
мальчики - большая мышечная девочки – большее присутствие
масса к трем годам; жировой ткани по сравнению
с мышцами к трем годам;
на игровой площадке занимают собираются в группки на
больше места, чаще бегают в меньшей площади, часто
одиночку; толпятся;
игры активные и энергичные, игры на игровой площадке
соревновательные и агрессивные; спокойнее, менее активные,
более коллективные;
игры связаны с физическим в играх большую часть времени
контактом, кувырканием, занимают поочередные действия
непрерывным действием; и скрытая конкуренция;
в качестве друзей выбирают в качестве друзей выбирают
детей своего пола; детей своего пола;
эмоции выражают через действие. эмоции выражают словами.
По словам кандидата педагогических наук Татьяны Николаевны
Дороновой именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от их проживания, формируется гендерная
идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола,
и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. С четырех до семи
лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что
мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что
принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих
ситуаций или личных желаний ребенка.
Наблюдая за детьми старших групп, я заметила, что многие
девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и
эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения
по отношению к девочкам. Современная ситуация требует от девочки
проявления не только традиционно женских качеств ( мягкости,
заботливости, женственности), но и решимости, инициативности, умения
отстаивать свои интересы. В мальчиках так же нельзя воспитывать только
мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование по данному вопросу показали, что знания родителей минимальны, дети часто воспитываются по принципу: « Так, как воспитывали меня». В результате было установлено, что 82% родителей положительно относятся к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только 5% знают, как это делать.
В программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений России учитываются возрастные и психологические особенности детей, а не гендерные. Воспитывают детей чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду женщины-воспитатели. По мнению ученых женщины не могут правильно воспитывать
мальчиков, так как у них другой тип мышления. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей реализации дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного воспитания дошкольников. Таким образом, деятельность детского сада по данному вопросу выстроилась в четырех направлениях:
- знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях девочек и мальчиков, об особенностях их воспитания и обучения;
- пропаганда педагогических знаний по этому вопросу;
- построение развивающей среды;
- построение модели процесса.
1. На начальном этапе главной целью было изучение теоретического материала по данной теме. В помощь педагогам я провела консультацию
« Дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников»
Совместно с педагогом – психологом мною был проведен семинар-практикум « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста». Подытожил коллективную деятельность –
педсовет в форме круглого стола.
2. С целью педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в родительских уголках оформлялась
наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом, специалистами предоставлялись индивидуальные консультации.
Данная тема освящалась на одном из заседаний клуба «Здоровый малыш»
для детей раннего дошкольного возраста. Совместно с родителями проводились культурно-досуговые мероприятия: « Рыцарский турнир»,
« День матери».
3. В группах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда,
которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой их самостоятельной деятельности с учетом гендерных различий.
Модель педагогического процесса выстроена таким образом,
что используется дифференцированный подход: девочкам даются типовые, шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о профессиональной принадлежности мужчин и женщин, семейно – бытовой и нравственно – этической культуре.
Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Учет этих особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Уверенна, что внедрению здоровьесбережения способствует использование комплекса методов и приемов дифференцированного подхода с учетом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников.
В своей работе я использую методы и приемы , имеющие различия:
- в подборе упражнений, их дозировке,
- по продолжительности выполнения задания,
- в подборе оборудования,
- в обучении сложным движениям,
- в пространственных границах,
- в требованиях к качеству выполнения заданий,
- в расстановке и уборке снарядов,
- в оценке деятельности.
Для организации и проведения физкультурных занятий я разработала варианты двигательной деятельности:
- занятия физическими упражнениями одновременно всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют различия;
- занятия по подгруппам;
- «интегрированный вариант». когда дети другого пола демонстрируют свое мастерство. Педагогический процесс при таком подходе имеет различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости;
для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.
Специфика такой деятельности в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе идет углубленное понимание половой принадлежности «Я- мальчик», « Я- девочка».
Гендерно- ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и
определение содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Мальчикам – удовлетворять потребность их в соревновательности:
большое количество участников, чёткость иерархии, «доминирование-подчинение», корпоративность, конкурентность, применение физической
силы в борьбе за лидерство. Девочки характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью.
НО половая принадлежность НЕ ДОЛЖНА использоваться в качестве довода, против какой – либо деятельности ребенка.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих
гендерному воспитанию детей, принесла положительные результаты.
Повысился уровень психолого – педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика детей показала, что расширился их кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения в общении детей: мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки доброжелательны по отношению к мальчикам. Многие родители высказали мнение ,что «стали лучше понимать своего ребенка».
Наработанный опыт педагогического коллектива мы будем углублять и совершенствовать в дальнейшем.
н а с т а в л е н и я д л я д е в о ч е к, будущих мам:
Будь очагом – и твое жилище станет домом.
Будь солнцем – и семья не испытает страха ночи.
Будь фонарем – и твои дети не споткнутся на дороге жизни.
н а с т а в л е н и я д л я м а л ь ч и к о в, будущих пап:
Будь щитом – твой дом не разрушит ураган жизни.
Будь посохом – ты самая надежная опора семьи.
Будь светом – ты пробудишь в детях тягу к знаниям.
/ из слов народного учителя г. Ульяновска
Ю. И. Латышева/.