Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Филимоненко Ольга Петровна. Работа №299833

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Филимоненко Ольга Петровна
Задание на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов по основам генетики

Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11классов, для изучения темы «Основы генетики и селекции».

 Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме « Генетика пола», или  как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Практическая работа

Задание на развитие естественнонаучной грамотности для учащихся 10-11 классов по основам генетики

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Составитель: Филимоненко О.П., учитель биологии

МОУ Харатская СОШ,Эхирит- Булагатского р-на Иркутской области

 

Предмет:  Общая биология (генетика).

Класс: 10-11.

Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащимся 10-11классов, для изучения темы «Основы генетики и селекции»

Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме « Генетика пола», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

находить точную информацию в тексте;

переводить один вид текста в другой (словесного описания к схеме)

работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

решать задачи на сцепленное с

полом наследовани

е

.

привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Использованные источники:

Сивоглазов

В.И, Агафонова И.Б, Захарова Е.Т Общая биология,

М:Просвещение

,2021

Сборник задач по генетике с

решениями./

под редакцией Н.М

Киреевой,

-Волгоград,

Учитель, 2009

Грин Н.,

Стаут

У., Тейлор Д. Биология.-М.: Мир,1993.

Пименов А.В Уроки биологии в10(11) классе

- Я

рославль:

Академия развития, 2003

Текст

Самые заметные различия между особями одного вида - это различия по половому признаку. В соматических клетках самца и самки все пары хромосом, кроме одной, похожи и несут одинаковые типы генов. Хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами. Пары хромосом, отличающиеся у самца и самки, называются половыми хромосомами (гетеросомами),(например, у дрозофилы 4 пары хромосом: 3пары аутосом и 1 пара половых хромосом; у человека 23 пары- 22 пары аутосом и 1 пара половых хромосом).

Пол, у которого имеются ХХ-хромосомы, называется гомогаметным. Пол, содержащий ХУ- хромосомы, называется гетерогаметным.

Механизм определения пола – хромосомный. Пол чаще всего определяется в момент оплодотворения. (например, у дрозофилы всего 8 хромосом: 6 аутосом и 2 половые хромосомы, хромосомный набор самца – 8,ХУ, самки – 8,ХХ; у человека 44 аутосомы и 2 половые хромосомы, хромосомный набор у мужчины – 46,ХУ, у женщины - 46 ХХ.) Существует четыре основных типа хромосомного определения пола:

Мужской пол

гетерогаметен

; 50% гамет несут Х, 50%- У-хромосому (млекопитающие, двукрылые, жуки,

клопы)

Мужской пол

гетерогаметен

; 50% гамет несут Х, 50% - 0 не имеют половой хромосомы (кузнечики)

Женский пол

гетерогаметен

; 50% гамет несут Х, 50%- У- хромосому (

птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд)

Женский пол

гетерогаметен

; 50% гамет несут Х, 50%

-0 не имеют половой хромосомы(моль).

Наследование признаков, гены которых локализованы в Х – или У- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Характер наследования признаков зависит от положения генов в хромосомах. Если гены располагаются в аутосомах, то признак наследуется одинаково, независимо от пола особи. Совершенно иная картина наблюдается при наследовании признаков, расположенных в половых хромосомах. Так как Х-хромосома присутствует у обоих полов, то в ней располагаются жизненно важные гены. Потеря Х-хромосомы приводит к гибели зиготы. У- хромосома встречается у особей только одного пола и несет очень ограниченное число генов, характерных только для соответствующего пола.

Половые хромосомы человека имеют небольшие гомологичные участки, несущие одинаковые гены (например, ген общей цветовой слепоты), это участки конъюгации. Но большинство генов, сцепленных с Х-хромосомой, отсутствуют в У – хромосоме, поэтому эти гены (даже рецессивные) будут проявляться фенотипически, т.к представлены в генотипе в единственном числе. Такие гены называются гемизиготными.

Х- хромосома человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм).

У человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализованы в У- хромосоме (например, гипертрихоз - повышенная волосатость ушной раковины). Гены, локализованные в У- хромосоме, наследуются – только от отца к сыну.

Выполните задание

Задание 1. Сколько аутосом в геноме человека?

1.22 аутосомы. 3. 44 аутосомы

2.23 аутосомы. 4. 46 аутосом.

Задание 2. Мать является носительницей гена цветовой слепоты, отец различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?

1.У всех сыновей 3. У половины дочерей

2. у всех дочерей 4. У половины сыновей.

Задание 3.

Закончи схему определения пола у человека. На основании данных схемы укажи соотношение полов у человека. Какое значение для вида имеет соотношение полов, равное 1:1?

 

 

Задание 4.

Окраска тела у кошек и у крыжовниковой пяденицы контролируется сцепленным с полом геном, локализованным в Х - хромосоме. В двух экспериментальных скрещиваниях, в которых гомогаметный пол в родительском поколении был гомозиготным по окраске тела, получены следующие результаты:

 

 

Пяденица

Кошка

 

нормальная окраска доминирует над бледной

Черная окраска доминирует над рыжей

Фенотипы родительских особей

Бледный самец х нормальная самка

Черный самец х рыжая самка

Соотношение фенотипов в потомстве

1 нормальный самец

1 нормальная самка

1 рыжий самец

1 черная самка

вопрос

Какой пол является гетерогаметным у каждого из этих организмов?

Задание 5.

Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Определить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

 

Лист ответов

1.Деятельность: выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: 1

Балл: 1

2. Деятельность: решение генетической задачи на сцепленное наследование признаков, сопоставление ее с предложенными вариантами ответов.

Ответ: Р: ХАХа ×♂ХаY

G: ХА,Ха Xа, Y

F: ХАХА, XА Y, XА Xа, Xа Y

100% дочерей ХАХА, XА Xа - здоровы; 50% сыновей - XА Y- здоровы, 50% сыновей Xа Y- цветовая слепота.

Критерии оценивания:

Верно решена задача и дан верный ответ на вопрос 2 балла.

Верно решена задача , а пояснения отсутствуют – 1 балл.

 

3.Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую форму (схему) и открытый ответ, исходя из анализа текста.

Ответ: ♂44+ XY ×♀ 44+ ХХ

22+Х и 22+ Y гаметы 22+Х

F: 44+ХХ, 44+ХY

Соотношение: ♂ 1 : ♀1, число гамет Х иY одной особи равное, поэтому во всех случаях соотношение полов составляет 1:1, т.е расщепление по признаку пола равное. Поэтому особей пола в популяциях любого вида рождается приблизительно одинаковое количество.

Критерии оценивания:

Схема заполнена верно, дан правильный ответ на поставленный вопрос- 2 балла

Схема заполнена верно, ответ на вопрос отсутствует – 1балл

4.Деятельность: формулировка выводов на основании использования информации текста и через решение генетической задачи на сцепленное с полом наследование, если в условии даны только фенотипы родителей.

Ответ:

пяденица

кошка

♂ХаY ×ХАХА

ХАY×♀ ХаXа

G:Xа,Y XА

G: XА,Y Xа

F: XА Xа -самка нормальный

XА Y- самец нормальный

F: XА Xа - самка черная

Xа Y- самец рыжий

Гетерогаметный - ♂

Гетерогаметный -♂

X Y

Критерии оценивания:

Верно решены обе задачи и дан верный ответ на вопрос в двух случаях – 3 балла.

Верно решена одна задача и дан верный ответ на вопрос в одном случае – 2 балла.

Верно решен задача , а ответ отсутствуют – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов

5.Деятельность: решение генетической задачи на сцепленное наследование по У-хромосоме.

Ответ:

Генотип мужчины – ХY

А

, так как он несет ген

перепончатопалости

(ген можно обозначать и заглавной, и строчной буквой, так как понятие доминантности или рецессивности в данном случае не имеет смысла).

Генотип женщины – ХХ, поскольку у нее отсутствует Y-хромосома, содержащая ген

перепончатопалости

.

Схема брака

Р

♀XX нормальная

×

♂XYА перепончатопалый

гаметы

X

 

X, YA

F1

♀XX нормальная

 

♂XYА перепончатопалый

Ответ: Все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми.

Критерии оценивания:

Верно решена задача и дан верный ответ на вопрос – 2 балла.

Верно решена задача , а пояснения отсутствуют – 1 балл.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×