Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

География и экологическое сознание: как сформировать у школьников ответственность за окружающую среду | Тараскина Евгения Михайловна. Работа №345403

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования экологического сознания у школьников через уроки географии. Показано, как географическое образование может способствовать развитию у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, осознанию экологических проблем и поиску решений на локальном и глобальном уровнях. Приводятся примеры учебных заданий и проектов, направленных на развитие экологической культуры и формирование навыков осознанного взаимодействия с природой. Уделяется внимание роли учителя в воспитании экологически ответственного поколения.

Ключевые слова: география, экологическое сознание, окружающая среда, экологическая культура, школьники, устойчивое развитие.

География и экологическое сознание: как сформировать у школьников ответственность за окружающую среду

 

Тараскина Евгения Михайловна, учитель географии

МБОУ Лицей №103 «Гармония»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования экологического сознания у школьников через уроки географии. Показано, как географическое образование может способствовать развитию у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, осознанию экологических проблем и поиску решений на локальном и глобальном уровнях. Приводятся примеры учебных заданий и проектов, направленных на развитие экологической культуры и формирование навыков осознанного взаимодействия с природой. Уделяется внимание роли учителя в воспитании экологически ответственного поколения.

Ключевые слова: география, экологическое сознание, окружающая среда, экологическая культура, школьники, устойчивое развитие.

 

В условиях глобальных экологических проблем становится всё более актуальной задача формирования у школьников экологического сознания, и география играет в этом важную роль. Именно через изучение географии учащиеся получают базовые знания о природных процессах, экологических системах и последствиях человеческой деятельности для окружающей среды. Формирование экологического сознания через уроки географии способствует воспитанию в учащихся чувства ответственности за сохранение природы и мотивирует их к активным действиям по защите окружающей среды.

География как учебный предмет позволяет не только изучать взаимосвязь природы и общества, но и формировать у школьников критическое мышление, необходимое для осознания экологических проблем. Например, при изучении темы «Глобальные экологические проблемы» учащиеся знакомятся с такими явлениями, как изменение климата, загрязнение воздуха и вод, вырубка лесов и потеря биоразнообразия. Преподаватель может предложить школьникам проанализировать влияние этих процессов на различные регионы мира и обсудить возможные пути их решения. Такой подход позволяет учащимся понять, что экологические проблемы требуют комплексного подхода, а их решение возможно только при ответственном отношении к природе.

Одним из методов формирования экологического сознания является проектная деятельность, основанная на изучении локальных экологических проблем. Например, школьники могут исследовать состояние окружающей среды в своём регионе, оценить уровень загрязнения воздуха или воды, изучить экологическое состояние местных природных объектов. Это может быть проект по мониторингу состояния водоёмов, в ходе которого учащиеся проводят анализ химического состава воды и исследуют влияние антропогенной деятельности на экосистемы. В ходе таких проектов учащиеся не только развивают практические навыки, но и учатся оценивать последствия своих действий для окружающей среды.

На уроках географии можно использовать такие методы, как экологические игры и кейс-стади. Например, для изучения темы «Рациональное природопользование» можно предложить учащимся принять участие в ролевой игре, в которой они выступают в роли различных заинтересованных сторон: экологов, предпринимателей, государственных чиновников. Учащиеся должны обсудить и принять решение по вопросу использования природных ресурсов в определённой ситуации, учитывая как экономические, так и экологические интересы. Такой подход позволяет развить у школьников навыки компромисса и осознание того, что устойчивое развитие возможно только при учёте интересов всех сторон.

Особое внимание следует уделить изучению устойчивого развития и его принципов. Устойчивое развитие предполагает гармоничное сосуществование человека и природы, при котором ресурсы используются так, чтобы удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы для будущего. Преподаватель может предложить учащимся исследовать примеры стран или регионов, которые внедряют принципы устойчивого развития, например, Швецию или Норвегию, где активно развиваются «зелёные» технологии, переработка отходов и альтернативные источники энергии. Изучение таких примеров способствует формированию у школьников понимания того, что экология и экономика могут быть взаимосвязаны и взаимовыгодны.

Еще одним важным инструментом в формировании экологического сознания является работа с картографическим материалом. Например, изучая карты распределения природных ресурсов, учащиеся могут увидеть, как неравномерное их распределение и неправильное использование может приводить к экологическим кризисам. Анализ карт, на которых показаны регионы с высоким уровнем загрязнения или обезлесением, помогает школьникам осознать глобальные масштабы экологических проблем и понять, что ответственность за их решение лежит не только на государствах, но и на каждом человеке.

Цифровые технологии также играют важную роль в воспитании экологической ответственности. Виртуальные экскурсии по национальным паркам, заповедникам и экологически значимым объектам позволяют учащимся наглядно увидеть последствия изменения климата, вырубки лесов или загрязнения океанов. Например, используя платформу Google Earth, можно организовать виртуальную экскурсию в районы Арктики или Амазонии, где учащиеся смогут своими глазами увидеть, как тают ледники или исчезают тропические леса. После экскурсии преподаватель может предложить учащимся обсудить возможные пути решения данных проблем и предложить свои инициативы по защите природы.

Практическая деятельность, связанная с участием в экологических акциях, также является важным элементом формирования экологического сознания. Учащиеся могут принимать участие в субботниках, посадке деревьев, уборке мусора в природных зонах или участвовать в мероприятиях по защите животных. Такие активности не только развивают у школьников чувство ответственности за окружающую среду, но и способствуют формированию у них навыков коллективной работы и социальной активности.

Примером задания, направленного на формирование экологической ответственности, может быть создание экологического дневника, в котором школьники будут отмечать свои наблюдения за состоянием природы в их районе, а также записывать свои действия по её защите. Это могут быть как небольшие шаги, например, отказ от пластиковых пакетов или экономия воды, так и более масштабные инициативы, такие как организация акции по сбору вторсырья или участие в экологических конференциях. Ведение такого дневника помогает школьникам осознать, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение природы.

Таким образом, география как предмет предоставляет учителям множество возможностей для формирования у школьников экологического сознания и ответственности за окружающую среду. Важно, чтобы обучение экологическим аспектам происходило не только в теоретической, но и в практической плоскости, чтобы учащиеся могли на реальных примерах увидеть последствия своих действий и принять участие в их изменении. Проектная деятельность, работа с картографическим материалом, использование цифровых технологий и участие в экологических акциях способствуют формированию у школьников экологической культуры, необходимой для будущего устойчивого развития. Учитель географии играет ключевую роль в этом процессе, помогая учащимся осознать важность защиты природы и мотивируя их к активным действиям.

 

Список литературы

Пелецкая

Л.А.

,

Арустамов

Э.А.

Воспитание экологической культуры школьников - важнейшая задача системы образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-vazhneyshaya-zadacha-sistemy-obrazovaniya

(дата обращения: 30.09.2024).

Полищук В.Н., Туча Т.Б. Э

кологическая тропа как форма экологического

образования школьников

// Форум молодых ученых. 2017. №3 (7). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-tropa-kak-forma-ekologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov-1

(дата обращения: 30.09.2024).

Сергиенко

О. С. Экологическое образование в обучении географии / О. С. Сергиенко. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42.1 (437.1). — С. 30-31. — URL:

https://moluch.ru/archive/437/96215/

(дата обращения: 30.09.2024).

Уткина

Т.В.

Ф

ормирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний

// Школьные технологии. 2020. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-osnove-integratsii-predmetnyh-znaniy-1

(дата обращения: 30.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×