География как инструмент формирования экологической культуры у студентов СПО | Грашина Ольга Владимировна. Работа №351322
Аннотация: Статья посвящена роли географии как инструмента формирования экологической культуры у студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). В условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия, повышение экологической осведомленности и формирование ответственного отношения к природе становятся необходимыми аспектами образовательного процесса. В статье рассматриваются возможности и методы внедрения экологических знаний в образовательную программу по географии, а также значимость географического образования в воспитании устойчивой экологической культуры у будущих специалистов.
Ключевые слова: география, экологическая культура, экология, образование, устойчивое развитие, экологическое сознание, студенты СПО, экопросвещение, экологическое воспитание.
Грашина Ольга Владимировна, преподаватель
ФГБОУ ВО Поволжский государственный университет сервиса г. Тольятти
Аннотация: Статья посвящена роли географии как инструмента формирования экологической культуры у студентов средних профессиональных образовательных учреждений (СПО). В условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия, повышение экологической осведомленности и формирование ответственного отношения к природе становятся необходимыми аспектами образовательного процесса. В статье рассматриваются возможности и методы внедрения экологических знаний в образовательную программу по географии, а также значимость географического образования в воспитании устойчивой экологической культуры у будущих специалистов.
Ключевые слова: география, экологическая культура, экология, образование, устойчивое развитие, экологическое сознание, студенты СПО, экопросвещение, экологическое воспитание.
География, как одна из дисциплин в образовательной системе, занимает важное место в формировании мировоззрения студентов. В условиях экологического кризиса особое значение приобретает её роль в воспитании экологической культуры, которая является неотъемлемой частью общей культуры личности. В современной образовательной практике география рассматривается не только как наука о Земле, но и как инструмент для формирования устойчивых экологических установок у студентов. Особенно актуальным этот вопрос становится в системе среднего профессионального образования (СПО), где студенты готовятся к будущей профессиональной деятельности и должны быть способны эффективно ориентироваться в экологически насыщенной и быстро меняющейся реальности.
Экологическая культура включает в себя совокупность знаний, ценностей, норм и практик, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Воспитание экологической культуры у студентов СПО предполагает не только передачу научных знаний о природе, но и развитие у них критического мышления, осознанного подхода к проблемам экологии, формирование личной ответственности за экологическое состояние региона и планеты в целом. Здесь география становится важным связующим звеном между теоретическими знаниями и практическими навыками, которые необходимы будущим специалистам для решения экологических задач в различных сферах их профессиональной деятельности.
География как дисциплина может внести значительный вклад в развитие экологической культуры, начиная с основ экологических знаний. С помощью географических карт, моделей и схем можно наглядно продемонстрировать разнообразие природных процессов, влияние человеческой деятельности на окружающую среду, а также продемонстрировать последствия экологических нарушений на глобальном, региональном и локальном уровнях. Изучая географию, студенты получают комплексное представление о природных условиях, ресурсах, экосистемах и их взаимодействии с человеком.
Один из важнейших аспектов географического образования — это формирование у студентов понимания принципов устойчивого развития. В контексте географии устойчивое развитие понимается как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не нанося ущерба возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности. Это предполагает не только рациональное использование природных ресурсов, но и сохранение биоразнообразия, уменьшение загрязнения и принятие мер по защите окружающей среды. Знания о том, как глобальные и локальные экологические процессы связаны между собой, дают студентам представление о том, как их действия могут влиять на будущее нашей планеты.
Примером применения географического подхода для формирования экологической культуры может служить изучение проблемы изменения климата. Студенты СПО, изучая географию, могут получить представление о причинах и последствиях глобального потепления, ознакомиться с методами борьбы с изменением климата на разных уровнях — от локальных до международных. Разнообразие подходов к решению этих проблем через практические занятия, такие как разработка экологических проектов, участие в волонтерских акциях, анализ данных о загрязнении окружающей среды, способствуют формированию у студентов активной жизненной позиции и готовности действовать в интересах защиты природы.
Не менее важным аспектом является осознание студентами взаимосвязи между экологией и экономикой. География предоставляет широкие возможности для анализа природных ресурсов, их распределения и использования, а также для изучения экологических последствий тех или иных хозяйственных действий. Важно, чтобы студенты понимали, что экономический рост не должен происходить за счет экологических потерь, и что устойчивое развитие невозможно без сохранения экологического равновесия.
Система образования в СПО, ориентированная на практическую подготовку специалистов, должна включать элементы экологического образования в различные профессиональные программы. Так, для студентов специальностей, связанных с техникой, строительством, сельским хозяйством, экология становится неотъемлемой частью их подготовки, поскольку именно эти области часто оказывают наибольшее влияние на природу. Географические знания помогают будущим специалистам разрабатывать экологически безопасные технологии и методы работы, принимать взвешенные решения в области использования природных ресурсов, а также оценивать последствия различных хозяйственных операций для окружающей среды.
Задача преподавателя в СПО состоит не только в передаче знаний о природе, но и в создании условий для формирования у студентов активной позиции в решении экологических проблем. Важно прививать студентам ценности бережного отношения к природе, осознание их личной ответственности за сохранение экосистем, а также развивать умение работать в команде для решения экологических задач. Это можно сделать через участие в экологических проектах, проведение занятий по экологическому праву и социальной ответственности, организацию тематических конкурсов и конференций.
Использование географического подхода на занятиях способствует тому, чтобы студенты развивали экологическое сознание и понимание того, что их профессиональная деятельность будет напрямую связана с состоянием окружающей среды. Примером такого подхода может служить практическое задание по анализу воздействия антропогенной деятельности на экосистемы. Студенты, исследуя примеры локальных загрязнений и изучая последствия для здоровья человека и экосистем, осознают важность сохранения экологического баланса и необходимость внедрения принципов устойчивого развития в свою профессиональную деятельность.
Еще одной важной составляющей экологической культуры является понимание роли науки и образования в решении экологических проблем. География дает студентам представление о современных экологических исследованиях, инновационных подходах к решению экологических задач, а также о возможностях применения новых технологий и методов в экологической сфере. Введение в географическое образование тем, связанных с природоохранными технологиями, переработкой отходов, устойчивыми методами сельского хозяйства, дает студентам понимание того, как научные достижения могут быть использованы для улучшения состояния окружающей среды.
Таким образом, география в системе СПО может и должна быть важным инструментом формирования экологической культуры у студентов. С помощью географических знаний и практических методов преподавания можно не только передать студентам актуальные экологические знания, но и научить их жить в гармонии с природой, осознавать свою ответственность за будущее планеты. Формирование экологической культуры у студентов СПО — это ключевой момент в подготовке специалистов, способных действовать на благо окружающей среды и внедрять принципы устойчивого развития в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
А В. Равино Экологический императив воспитания студентов как инновация высшего образования // Высшее техническое образование. 2014. №8 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-imperativ-vospitaniya-studentov-kak-innovatsiya-vysshego-obrazovaniya
Везеничева А. А., Константинова Т. В. Возможности урока географии в формировании экологической культуры // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-uroka-geografii-v-formirovanii-ekologicheskoy-kultury
Евсеева М.Ф. Формирование экологической культуры студентов в условиях учреждений среднего профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-studentov-v-usloviyah-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya