Геокэшинг как средство всестороннего развития старшего дошкольника | Мой кабинет. Работа №348288
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности по теме геокешенг как средства всестороннего развития старших дошкольников. Технология образовательный геокэшинг представляет собой инновационный подход к обучению старших дошкольников интегрируя элементы игры, исследовательской активности и социального взаимодействия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №4» г.Сосновоборска
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Геокэшинг – туристическая игра, как средство всестороннего развития старшего дошкольника»
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработала воспитатель:
Табакаева Олеся Александровна
г. Сосновоборск
Тема: «Геокэшинг – туристическая игра, как средство всестороннего развития старшего дошкольника»
Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; создание копилки методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ; создание условий для всестороннего развития детей с помощью технологии геокэшинг; создание и апробация комплекса игр в технологии «геокешинг» и применение их в практической деятельности для повышения всестороннего уровня развития дошкольников.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- Проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
- Расширение знаний родителей о новой технологии «геокэшинг» и влиянии ее на всестороннее развитие ребенка, разработать консультации для родителей; познакомить с образовательной технологией;
- Обогатить развивающую среду группы, направленную на всесторонее развитие детей (создание и приобретение новых игр при участии родителей).
- Повысить уровень профессиональной компетентности в области использования технологии геокэшинга с детьми с старшего дошкольного возраста;
- Развивать у детей творческих способностей, поисковой и двигательной активности, формирование навыков исследовательской деятельности, проявление инициативы, расширение кругозора;
- Вовлекать каждого ребёнка в активный творческий процесс; вырабатывание навыка применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач;
- Учить соблюдению правил игры и получение удовольствия от их выполнения;
В ходе реализации геокешинга комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольника, осуществляется интеграция образовательных областей.
Геокэшинг позволяет воспитателю развивать воспитанников по всем областям, углублять и систематизировать уже изученный материал, узнавать новое. Такая педагогическая технология позволяет наполнять содержание различными заданиями в зависимости от реализуемых задач. Эти игры обладают огромным развивающим потенциалом; не только создают условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливают на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Образовательная область «Познавательное развитие» - можно предлагать детям задания и решать задачи экологической и математической направленности: использовать устный счет, сравнивать предметы, находить предметы определенной формы, выполнять задания на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» - можно выполнять задания по картинкам, составлять рассказы по ним и находить ответ.
Образовательная область «Физическое развитие» - реализуется двигательная активность детей. Дети, идя к цели, преодолевают на своем пути разнообразные препятствия в виде основных видов движений, танцевальных и ритмических упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - благодаря геокэшингу дети учатся взаимодействовать друг с другом для достижения единой цели, используются задания на формирование безопасного поведения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыки в виде музыкального оформления игры.
Новизна опыта состоит в том, что при применении данной инновационной технологии при работе с детьми она позволит решить поставленные задачи и устранить пробелы в обучении воспитанников. Технология дает прекрасные результаты. В ходе проведения квест-игр у детей повышается уровень развития любознательности, самостоятельности; исследовательских умений и навыков, познавательных процессов (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, делать определенные умозаключения и выводы).
«Образовательный геокэшинг» — это новая педагогическая технология, помогающая ребенку в деятельности и самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполнение её познавательным, развивающим материалом. Данное направление помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада, а это лучший способ познакомить детей с окружающим миром.
При применении данной технологии в практической деятельности дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения.
Актуальность:
В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок.
Мы живём в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физкультурой, прогулками на свежем воздухе и общению со сверстниками. Дети мало знают о здоровом образе жизни, имеют низкий уровень познавательной и речевой активности. А ведь дошкольный возраст - это важный период формирования человеческой личности и физического здоровья. В этом возрасте закладываются основы физического и психического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности и образовательной.
Наиболее эффективным средством решения данной проблемы у детей дошкольного возраста является вовлечение их в различные виды игровой деятельности.
Основным видом деятельности ребенка является игра. Игра – это средство обогащения социального опыта детей, способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других. В игровой деятельности у детей обогащается словарный запас, развиваются творческие способности, коммуникативные умения, нормы поведения в той или иной ситуации. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, преодолевать застенчивость, замкнутость и робость.
Геокэшинг – это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптированную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигатора, карт и схем.
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В этом суть «геокешинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
Целью игры геокэшинг является пропаганда здорового образа жизни через спортивно-познавательную игру, воспитание полезных привычек по сохранению своего здоровья и мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом.
Идея реализации заключается в применении технологии геокэшинга с дошкольниками старшего возраста, адаптация уже имеющихся материалов, создание новых применение их в практической работе с детьми для повышения уровня не только познавательной и речевой, но и двигательной активности, то есть для всестороннего развития детей.
Предполагаемый результат
1. Повышение уровня профессиональной компетентности в области применения инновационных технологий, в т.ч. и геокэшинга.
2. Повышение у детей уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, делать определенные умозаключения и выводы).
3. Сплочение детского коллектива.
4. Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию образовательного «геокэшинга».
5. Обогащение развивающей среды для проведения квест-игр.
6. Повышение уровня речевого, познавательного, физического развития у детей дошкольного возраста.
№
Раздел плана
Сроки
реализации
Форма работы
Практические выходы
1
Информационно – педагогический блок
Сентябрь-октябрь
Составление плана работы по самообразованию
Готовый план по самообразованию
Изучение методической литературы
- Сбор и анализ информации.
-Разработка перспективного плана работы с детьми.
Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
Подготовка предметно – развивающей среды.
Игровой и дидактический материал.
2
Работа
с детьми
Октябрь-ноябрь
- Создание предметно-развивающей среды для реализации всех видов игр.
- Изготовление пособий и картотек для игр.
- Организация и проведение мероприятий: бесед, игр, занятий.
-Подготовка консультации для родителей: «Образовательный геокэшинг»: его возможности и влияние на развитие ребенка»
Наличие игр и материала по теме, конспекты, картотеки, консультация,
Учить классифицировать предметы по различным признакам.
Развивать умение находить сходство и
различие предметов. Продолжать развивать умение последовательно рассматривать.
Развивать умения считать.
Развивать внимание, память, мышление.
Активизировать речь детей
Развивать умение ориентироваться в пространстве, работать со схемами.
Развивать умение ориентироваться в пространстве, работать со схемами.
Развивать умение действовать сообща, командой.
Развивать умение действовать сообща, командой. Развивать воображение, умение мыслить нестандартно. Развивать умение ориентироваться в пространстве, работать со схемами.
Активизировать речь детей
Ноябрь – декабрь
Дидактические игры в режимные моменты:
«Четвертый лишний»,
«Расставь вещи на полки»,
«Что лишнее?», «Кто больше»
Квест-игра «Экологическая тропа»
Дидактические игры в режимные моменты: «Найди отличия».
Создание схемы группы. Игра «Найди жука (кота, куклу и т.д.)»
Январь – февраль
Квест-игра «Подарок Деда Мороза»
Создание плана-схемы детского сада (здания, где находится группа). Игры: «Найди жука (кота, куклу.)».
Игры с макетом: «Где пчела?», «Что изменилось?»
Дидактические игры на развитие внимания, памяти.
Настольные игры на развитие памяти, мышления. Пазлы.
Создание макета детского сада при активном участии детей.
Март - апрель
Игры на участке: «Найди, где спрятано», «Чье звено быстрее»
Май
Геокешинг-игра «Сокровища пиратов»
3
Работа с родителями
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Консультация: «Игра, как средство полноценного развития ребенка»
Помощь в изготовлении игры «Найди отличия»
Помощь в изготовлении схемы группы.
Помощь в изготовлении плана-схемы детского сада (здания, где находится группа).
Консультация: «Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности в ДОУ».
Помощь в подготовке оборудования и костюмов для проведения квест-игры «Подарок Деда Мороза»
Создание макета детского сада.
Консультация: «Геокэшинг –
туристическая игра, как средство развития дошкольников»
Помощь в пополнении игротеки настольных игр и пазлов.
Папка-передвижка: «Совместные игры с детьми»
Помощь в подготовке оборудования и костюмов для проведения квест-игры «Сокровища пиратов»
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
4
Самореализация
В течении года
Изучение опыта работы педагогов района (через публикации в периодической печати, сайты);
Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов;
Обогащение знаний о всестороннем развитии детей;
Обобщение знаний других педагогов.
Изучение методик, технологий педагогов в СМИ, интернете
Список используемых источников
Нормативные документы:
Комментарии к ФГОС дошкольного образования (Письмо Министерства
образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г.)
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ф
е
деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Основная образовательная программа дошкольного
образования на основе ФГОС и примерной образовательная программа «Детство»
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (
СанПиН
2.4.1.3049-13)
Федеральный государственны
й образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
Методическая литература:
Колесникова И.В. Проведение
игры-квеста
«В поисках сокровищ» Справочник ста
р
шего воспитателя дошкольного учреждения №2 2015, стр. 48-59
Корзникова
Т.П.,
Просоедова
Н.В., Степанова М.М.
Квест-игра
- как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника Известия ВГПУ. Педаг
о
гические науки № 3 (272), 2016г
Ошкина
А.А. Культурная практика
Квест-игра
: учебно-методическое пособие – Ул
ь
я
новск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017, стр. 72
Соломенникова
О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа метод
и
ческих рекомендаций. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.
Щепина И.Н. Реализация
квест-технологии
в ДОУ // Образовательные
проекты «С
о
вёнок» для дошкольников. – 2017. – № 56. – ART 171719. – URL
Алексеева «Музейные
бродилки
» //Прямая речь – 2013 г. №11
Гусейнова А.Г. «Особенности проведения
квест-игры
в городе Ярославле и их знач
е
ние. ГОАИ ЯО ИРОУ ДОД, ЯО «Центр детей и юношес
тва», 2014 г.с.34-38
Пидкосистый
П.И.,
Хайдаров
Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии»
,
учебное пособие- М:МПУ, Рос. агенство-1996г. с.269
Т.П.
Корзникова
, Н.В.
Просоедова
, М.М. Степанова. «
Квест-игра
как
эффективное
форма организации образовательной
деятельности дошкольника» Известия ВГПУ. Пед
а
гогические науки № 3 (272), 2016
Организация
квест-игр
для детей дошкольного возраста
Тезаурус
Геок
э
шинг
– это новая игра, которая предполагает более широкую и адаптирова
н
ную версию для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, планшета, навигат
о
ра, карт и схем.
Квест
-
игра
–
это командная игра, в которой игрокам необходимо искать разли
ч
ные предметы,
находить им применение, разговаривать с различными персонажами в и
г
ре, решать головоломки.
Маршрутный лист -
это карта, с нанесёнными на нее точками и заданиями для выполнения.
Образовательный
геок
э
шинг
— педагогическая технология, помогающая ребе
н
ку са
мостоятельно познавать окружающий мир.