Геймификация на уроках геометрии: создание мотивации к изучению сложных тем | Никишина Акжан Сунгатулловна. Работа №349284
Аннотация. В статье рассматривается методика применения геймификации на уроках геометрии, как эффективного способа мотивации учеников при изучении сложных тем. Геймификация позволяет значительно повысить интерес учащихся к предмету, активизировать их познавательную активность, развивать пространственное мышление и навыки работы с геометрическими формами. Приводятся примеры применения игровых технологий на уроках геометрии, рассматриваются основные подходы к созданию игровых заданий, учитывая специфику и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе освоения сложных геометрических тем.
Ключевые слова: геймификация, уроки геометрии, игровое обучение, мотивация учащихся, сложные темы, познавательная активность.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ: СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СЛОЖНЫХ ТЕМ
Никишина Акжан Сунгатулловна, учитель
Зерновой филиал МБОУ Яснополянская СОШ им. Героя России
Д. Васильченко, п. Зерновой
Аннотация. В статье рассматривается методика применения геймификации на уроках геометрии, как эффективного способа мотивации учеников при изучении сложных тем. Геймификация позволяет значительно повысить интерес учащихся к предмету, активизировать их познавательную активность, развивать пространственное мышление и навыки работы с геометрическими формами. Приводятся примеры применения игровых технологий на уроках геометрии, рассматриваются основные подходы к созданию игровых заданий, учитывая специфику и трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе освоения сложных геометрических тем.
Ключевые слова: геймификация, уроки геометрии, игровое обучение, мотивация учащихся, сложные темы, познавательная активность.
Применение геймификации в школьном обучении давно привлекает внимание педагогов как один из эффективных методов мотивации учеников. Особенно актуально использование игровых технологий на уроках геометрии, поскольку для многих учащихся геометрия ассоциируется с трудностью понимания, что может вызывать у них страх перед предметом и снижать учебную мотивацию.
Геймификация на уроках геометрии направлена на интеграцию игрового подхода в решение учебных задач, что позволяет повысить вовлеченность учащихся. Важно отметить, что геймификация не предполагает создание исключительно игровых ситуаций, но делает акцент на обучении через игру, когда сложные математические темы приобретают конкретное значение и становятся понятными благодаря игровым элементам. Уроки, построенные с элементами геймификации, мотивируют учеников не только выполнять учебные задачи, но и проявлять креативность и инициативу. Игровые механики и системы поощрений, встроенные в учебный процесс, позволяют ученикам получить удовольствие от обучения, что способствует лучшему усвоению сложного материала и формированию позитивного отношения к предмету.
Один из ярких примеров применения геймификации на уроках геометрии — это использование квестов. Квест может быть организован в форме командной игры, где школьники получают задания, связанные с конкретными темами по геометрии, которые им предстоит изучить или повторить. Например, при изучении темы «Площади и периметры фигур» ученикам предлагается выполнить серию задач, каждая из которых помогает продвинуться к «финишу» квеста, который представляет собой конечную цель — «сокровище», «врата к новому уровню» или другой игровой образ, связанный с успехом. Задания квеста могут включать в себя расчет площади и периметра различных фигур, что развивает у учащихся навыки практического применения знаний, а также учит их решать задачи в командном формате, анализировать ошибки и распределять роли.
В старших классах геймификация может быть направлена на интеграцию реальных практических задач, связанных с изучаемыми темами, в игровой формат. Например, при изучении теоремы Пифагора учащимся можно предложить построить модель дома или башни, учитывая пропорции и углы наклона, заданные теоремой. Такая задача превращается в захватывающий проект, в котором школьники используют и закрепляют теоретические знания, применяя их в конкретной ситуации. Этот процесс создает условия для развития пространственного мышления и умения работать с масштабом, а также учит учеников искать нестандартные решения в задачах, представляющих практическую ценность.
Еще одним интересным методом геймификации является использование соревновательных игр. Например, в рамках изучения темы «Многоугольники и их свойства» учащиеся могут быть разделены на команды, которым предложено создать как можно больше различных многоугольников из набора геометрических элементов и затем определить их угловые свойства. Побеждает команда, которая создала наибольшее количество фигур и правильно определила их угловые и сторонние свойства. В таких заданиях школьники не только углубляют знания о свойствах многоугольников, но и получают возможность проявить творческий подход. Соревновательный элемент способствует повышению мотивации и позволяет учащимся концентрироваться на выполнении задачи.
Еще один подход к геймификации на уроках геометрии — использование элементов ролевых игр. Например, в рамках изучения объемов и площадей объемных фигур можно предложить учащимся представить себя архитекторами, которым необходимо спроектировать жилое или промышленное здание с заданными параметрами площади и объема. Такое задание помогает школьникам видеть практическое применение знаний о геометрических фигурах и их свойствах в реальной жизни. Работая над проектом, они сталкиваются с необходимостью учитывать реальность пропорций, анализировать форму и размеры, распределять «пространства» в своей проектной модели.
Геймификация на уроках геометрии помогает преодолеть традиционные барьеры в изучении этого предмета. Задачи, которые имеют игровую основу, но остаются учебными по содержанию, позволяют учащимся лучше понимать смысл математических понятий, поскольку они связаны с реальными или гипотетическими ситуациями. Более того, геймифицированные уроки способствуют развитию у учащихся интереса к предмету и повышению самооценки, так как они вовлечены в процесс выполнения игровых заданий и получают непосредственную обратную связь о своих успехах. Такой подход к обучению дает школьникам возможность на практике увидеть, как математика применяется в окружающей их действительности, что помогает преодолеть абстрактность восприятия и делает изучение геометрии осмысленным.
Для эффективного внедрения геймификации на уроках геометрии важно учитывать уровень подготовленности учащихся, выбирать задания соответствующей сложности и формы. Игровой подход не должен быть избыточным, чтобы не затушевывать основные учебные цели и содержание. Педагог может использовать игровые элементы в начале урока для создания мотивации и привлечения внимания учащихся к новой теме или же организовать финальную часть занятия в виде игры для закрепления материала. Важно также учитывать, что геймификация требует от учителя тщательного планирования и подготовки, так как ее главная цель — не развлекательная, а образовательная составляющая.
Таким образом, применение геймификации на уроках геометрии является эффективным подходом к обучению, который позволяет повысить интерес учащихся к предмету, создать условия для развития их аналитического и пространственного мышления, а также сформировать уверенность в решении сложных задач.
Список литературы
1. Бобровский А. А. О применении игровых технологий на уроке математики / А. А. Бобровский, З. А. Бобровская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 1-4.
2. Соснина А. А. Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций / А. А. Соснина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 30-32.