"Гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения" | Беляева Ольга Юрьевна. Работа №330952
Целью артикуляционной гимнастики является выработка точных движений языка и различных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного звукопроизношения и запуска речи.
Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенку не надоело, рекомендуют проводить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
2. За одно занятие используйте 2-3 упражнения.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка точных движений языка и различных положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимы для правильного звукопроизношения и запуска речи
Основные рекомендации при проведении упражнений артикуляционной гимнастики.
Заниматься
с ребенком артикуляционной гим
настикой необходимо каждый день. Для того, чтобы ребенк
у не надоело, рекомендуют пров
одить занятия несколько раз в день по 3-5 минут.
За одно занятие используйте 2-3
упражнения.
Повторять каждое упражнение необходимо 5- 7 раз.
Начинать за
нятия с легких упражнений и пе
реходить к более
сложным.
Не добавляй
те более одного нового упражне
ния при зан
ятии с ребенком, необходимо по
стоянно закреплять изученный
материал.
При выпо
лнении упражнений артикуляцион
ной гимнастики, ребенок должен находиться в спокойном
и расслабленном состоянии. Луч
ше в положен
ии сидя, ребенок должен вас хо
рошо видеть, чтобы мог правильно повторить упражнение.
Ребенку можно дать зеркало, чтобы он видел
свое отражение,
и вы могли бы вместе контро
лировать выполнение
упражнения.
Начинать за
нятия артикуляционной гимнасти
ки лучше с упражнений для
губ.
Следите за
правильностью выполнения упраж
нения
ребенком.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут предложенными упражнениями.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Помните, что выполнение артикуляционных упражнений — это трудная работа для ребенка.
Не ускоряйте ребенка, а хвалите. Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма»
Артикуляционная гимнастика
как средство формирования правильного звукопроизношения
у дошкольников
Подготовил
учитель – дефектолог
Беляева Ольга Юрьевна
г. Надым, 2023
Младший возраст:
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средний дошкольный возраст:
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: г, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с', з, з', ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старший дошкольный возраст:
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р’.
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа.
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать навыки звукового анализа слов.
3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.