Гимнастика мозга как одна из эффективных форм здоровьесберегающих технологий в обучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. | Семенцова Наталья Николаевна. Работа №341344
В данной статье описаны основные виды упражениий по кинезиологии. Гимнастика мозга является основой нашей работы по развитию межполушарных связей и познавательных про цессове у детей данной категории. Также в статье описаны все основные виды упражнений по кинезиологии, которые могут быть использованы педагогами, работающими с детьми с ОВЗ, родителями и специалистами.
Гимнастика мозга как одна из эффективных форм здоровьесберегающих технологий в обучении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Любая технология предполагает диагностику первоначальных знаний, умений и навыков детей, систему работы по улучшению знаний и итог работы.
Проанализировав данные психолого-педагогической диагностики индивидуального развития детей подготовительной группы под редакцией Е.А.Стребелевой, проведённой в начале учебного года, мы сделали выводы, что у всех детей наблюдаются следующие трудности:
1. трудности с координацией движений (общая моторная неловкость);
2. трудности с собранностью на занятиях (отмечаются частая отвлекаемость детей, рассеянность, отсутствие произвольности внимания); двигательная заторможенность или расторможенность;
3. трудности в поведении (упрямство, вспыльчивость, агрессивность, частая смена настроения);
4. проблемы в развитии речи;
5. у некоторых детей выявлена проблема во взаимоотношениях со сверстниками.
Все выше перечисленные трудности говорят о нарушении высших психических функций и функциональных систем.
Работая над устранением трудностей, мы решили активно применять игры и упражнения Гимнастики мозга во время Н.О.Д., режимных моментов.
Основоположниками Гимнастики мозга считаются Пол и Гейл Деннисон, которые разработали 26 упражнений, обеспечивающих синхронизацию 2-х полушарий и облегчающих процесс обучения. Упражнения очень просты, их можно выполнять, где угодно, они интересны, не требуют много времени (5-7 минут) и эффективны для любого возраста.
Гимнастика мозга – это система упражнений, которая активизирует полноценную деятельность ума и тела, помогает управлять своей эмоциональной, умственной и физической жизнью. Через игры и упражнения Гимнастики мозга создаются условия для развития межполушарного взаимодействия, развивается интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
Техники Гимнастики мозга позволяют:
1. эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
2. улучшить концентрацию внимания, память;
3. снять нервное напряжение:
4. повысить энергию тела.
Кинезиология – это наука о движении, о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения.
Основная задача кинезиологии – снять стрессовые зажимы в теле, создать баланс между мышлением (интеллектом), эмоциями (чувствами) и телом (ощущениями), что и обеспечивает возможность эффективнее усваивать информацию, овладевать сложными интеллектуальными действиями.
Любое кинезиологическое упражнение содержит в себе: обучающую функцию, двигательную и эмоциональную. Выполнять данные упражнения нужно регулярно!
Использование кинезиологических упражнений способствует развитию психофизических функций и системы координации движений детей, улучшает их социальное положение.
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя растяжки, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, упражнения для развития мелкой моторики рук, для релаксации и визуализации, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.
Классификация упражнений:
Существует 4 группы упражнений:
1. Пересекающие среднюю линию тела (направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу 2-х полушарий);
2. Энергетические (направлены на обеспечение определённой скорости нервных процессов, улучшают саморегуляцию и эмоции);
3. Растягивающие (помогают избавиться от мышечного напряжения, снимают стресс);
4. Повышающие позитивное отношение (направлены на стабилизацию нервных процессов).
Данные игры и упражнения могут быть использованы педагогами, активно работающими с детьми с ОВЗ, родителями в целях более полного раскрытия потенциальных возможностей детей. Однако, специалисты в области кинезиологии советуют придерживаться несложных правил:
- Заниматься каждый день, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Можно выполнять упражнения и в помещении, и на улице.
- В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка следует постепенно усложнять задание, например, ускорить темп выполнения.
- Важно следить за точностью выполнения упражнения!
- Упражнения можно комбинировать, менять местами. В одну тренировку включать не более 5-6 заданий!
Какие же кинезиологические упражнения мы активно используем в работе с детьми с ЗПР?
Упражнения с ползанием, сжиманием рук и ног, с движениями глаз способствуют началу работы мозга в нужном направлении.
В начале Н.О.Д. используем следующие упражнения:
«Позитивные точки» - для повышения способности детей лучше воспринимать новую информацию, для активизации работы памяти (фото);
«Думающий колпак» - упражнение активизирует весь механизм слухового восприятия, развивает умение слушать обоими ушами, способствует развитию кратковременной памяти (фото);
«Слон» - помогает сосредоточиться,
точнее
воспринимать новую информацию, снижает уровень напряжения (фото);
В середине занятия для снятия напряжения в шее, спине после статичной работы используем упражнение «Сова» (стимулирует внутреннюю речь, повышает внимание, снимает усталость глаз и челюстные зажимы) – фото.
В качестве физминуток играем с детьми в «Рокеров» (упражнение расслабляет тело после длительного сидения, улучшает работу задних отделов мозга) – фото;
также, в физминутке используем упражнение «Перекрёстные шаги», направленное на активизацию работы 2-х полушарий и развитие координации движений. Упражнение помогает быстрее включиться в деятельность (можно применять в рисовании, музыке, на грамоте и физкультурном занятии) – фото.
Использование глазодвигательных упражнений в зрительной гимнастике позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Для снятия зрительного утомления проводим с детьми упражнение «Ленивые восьмёрки» (примечание: дети, носящие постоянно очки, снимают их!). Повышается координация движений глазных мышц – фото.
Упражнение «Двойные рисунки» (фото) активизируют мозг для координации «руки-глаза» в разных зрительных полях (используем на занятиях по Ф.Э.М.П., речевом развитии, обучении грамоте и в качестве зрительной гимнастики).
В завершение занятий используем упражнение «Ножницы» (фото), цель которого - закрепление полученного материала, улучшение межполушарного взаимодействия.
В комплексы утренних гимнастик, в режимные моменты (в качестве динамических пауз), в занятия дефектолога включаем следующие упражнения:
1. « Уши» - основная задача – массировать ушные раковины (подходит для детей не только с ЗПР, но и для детей с РАС);
2. «Колечко» (поочерёдное соединение с большим пальцем всех остальных);
3. «Кулак – ребро-ладонь» (сначала выполняется упражнение правой рукой, потом – левой, потом двумя);
4. «Лягушка» (1 рука – в кулак, другая ладонью на столе; потом – смена рук);
5. «Замок», 6. «Ухо – нос» и другие.
Упражнения «Змейка», «Лезгинка», «Симметричные рисунки» корректируют движения тела и пальцев. Развитие ощущения собственного тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
Так же, на организованных занятиях и в режимных моментах проводим с детьми дыхательные упражнения, состоящие из 4-х этапов: «вдох-задержка дыхания - выдох – снова задержка дыхания»; массаж и самомассаж (упражнение «Лепим лицо»).
Для индивидуальной работы с детьми разработали несколько дидактических пособий. Например, пособие «Цветные шестерёнки». Цель которого: координация работы левого и правого полушарий головного мозга, развитие когнитивных способностей детей посредством кинезиологических упражнений.
Задачи:
Образовательные:
учить детей выполнять задание согласно инструкции педагога;
развивать умение ориентироваться на плоскости и в микропространстве;
продолжать учить детей соотносить образец с эталоном цвета.
закреплять знания цветов;
координировать работу левого и правого полушарий мозга;
расширять у детей словарный запас и кругозор;
улучшать настроение и повышать способность к обучению;
Развивающие:
развивать зрительное восприятие, координацию движений мелкой моторики;
развивать психические познавательные процессы: память, мышление, внимание, речь.
Воспитательные:
создавать благоприятные условия для формирования у детей уверенности в себе и в своих силах.
Дидактическая игра «Веселые пальчики».
Цель игры: развитие когнитивных способностей посредством нейрогимнастики.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей выполнять задание согласно инструкции педагога;
Развивать умение ориентироваться на плоскости и в микропространстве;
Закреплять знания цветов;
Улучшать настроение и повышать способность к обучению.
Развивающие:
Развивать зрительное восприятие, координацию движений мелкой моторики;
Развивать межполушарное взаимодействие у ребенка;
Развивать познавательные процессы: внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к игровой деятельности;
Создавать благоприятные условия для формирования у детей уверенности в себе и в своих силах;
Развивать умение детей взаимодействовать между собой согласно правилам игры.
Данная дидактическая игра может быть использована психологами, дефектологами, логопедами, воспитателями, родителями и всеми, кто имеет желание создать условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.
Игра рассчитана на возрастную категорию детей 4-7 лет. Его можно использовать в индивидуальной работе, а также в работе в парах, где один из детей берет на себя роль ведущего. Игра состоит из карточки-основы на которой изображены силуэты ладоней и цветовыми кружочками над каждым пальцем, а также из 10 карточек с цветными кружочками для ведущего.
(Демонстрация пособия и игры.)
Деятельность на прогулке:
Дети, играя, выполняют задания педагогов, которые требуют внимания, мышления, ориентировки на теле и в пространстве, большой двигательной активности и скорости выполнения. Часто используем эстафеты и соревнования в командах. Например, задание «Передай предмет» (сначала, с правой стороны, а затем, с левой); «Проведи шайбу между кеглями и забей шайбу в зелёные (красные) ворота»; «Чья команда больше соберёт малых мячей в обруч определённого цвета?» (с помощью клюшки); «Забрось кольца в цель» (справа и слева); «Перешагивание через препятствия, начиная с правой (с левой) ноги».
Дети с удовольствием занимаются, первоначально, с педагогом, а позже, играют самостоятельно со сверстниками.
Таким образом, на промежуточной диагностике, проведённой в середине учебного года, были сделаны педагогами следующие выводы, что гимнастика мозга позволила улучшить:
возможность приёма и переработки
информации, контроль и регуляцию
мыслительной деятельности
(по результатам промежуточной диагностики развития познавательных процессов у 4 из 5 воспитанников)
.
П
амять (
у 3 из 5 человек
);
внимание стало более сконцентрированным у всех детей
;
ориентировку в схеме собственного тела и в окружающем пространстве
у всех детей
;
мелкую моторику
также у всех детей группы
;
Упражнения Гимнастики мозга эффективно снимают эмоциональное напряжение у
всех детей, что
особенно важно в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Библиографический список:
1. Деннисон П., Деннисон Г.. гимнастика для мозга.
[Dennison, Paul, and Gail Dennison. Brain Gym. 1989. Ventura, Calif.: Educational Kinesthetics.]
2. Сафронова Е.М: Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное // Коррекционная педагогика. — 2015