Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Гимнастика после дневного сна как элемент здоровьесберегающей деятельности в ДОО | Алиева Татьяна Николаевна. Работа №331577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В данной статье рассматривается вопрос здоровьесберегающих технологий в детском саду. На сегодняшний день одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей посредствам  здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. 

 

Гимнастика после дневного сна.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Сотрудниками нашего детского сада реализуется система мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского организма и физическое развитие дошкольников.

Основная задача взрослых ‒ как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется в течение всего дня. В работе с дошкольниками применяются следующие здоровьесберегающие технологии: · утренняя гимнастика; · гимнастика после сна; · организованная образовательная деятельность по физической культуре;

· релаксация;

· физкультминутки и динамические паузы; 

· пальчиковая гимнастика.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого в детском саду проводится гимнастика после тихого часа (бодрящая гимнастика) [2, с.5].

Во время проведения бодрящей гимнастики используется музыкальное сопровождение, которое положительно воздействует на эмоции детей, способствует появлению хорошего настроения, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Когда дети после пробуждения слышат свои любимые детские песни, то просыпаются намного быстрее.

Бодрящую гимнастику проводят в любое время года сначала в спальне (самомассаж), а затем в групповой комнате в хорошо проветриваемом помещении (ОРУ, массажные дорожки). Общая длительность гимнастики после дневного сна составляет:

· 7-10 минут (младший дошкольный возраст),  

  · 12-15 минут (старший дошкольный возраст).

После пробуждения проводится комплекс упражнений, который состоит из нескольких частей: · потягивание в постели и самомассаж; · комплекс ОРУ; · ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным дорожкам); · игра малой подвижности. Варианты бодрящей гимнастики: · гимнастика игрового характера; · гимнастика с использованием физкультурного инвентаря;  · ОРУ; · самостоятельная; · музыкально-ритмическая.

Начинают проводить бодрящую гимнастику с уже проснувшимися детьми, с потягивания и самомассажа, остальные присоединяются по мере пробуждения. Самомассаж начинают с поглаживания лба, щёк по направлению от середины лица к вискам, ведём пальцами от кончика носа к переносице. Массаж ушных раковин производят одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальца. Используются такие приёмы как разминание, растирание. С помощью ладоней поглаживаем и похлопываем руки и стопы. Самомассаж у детей помогает создать положительный и эмоциональный настрой, является средством пробуждения, это способ разогреть, расслабить мышцы и избавиться от нервного напряжения.

Затем дошкольники выполняют комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Для комплекса ОРУ подбираются упражнения без предметов, с предметами (мячи, кубики, гимнастические палки, обручи). Комплексы ОРУ сопровождаются стихами, под бубен, под счёт, иногда в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Общеразвивающие упражнения для гимнастики после сна рассчитаны на две недели, количество упражнений распределяется с учётом особенностей детей каждого возрастного периода.

Составляется комплекс ОРУ таким образом, чтобы одновременно оказывалось влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Распределяются упражнения на 4 группы: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для мышц ног, упражнения для мышц всего тела. Обязательно необходимо обращать внимание на правильность выполнения упражнений, на осанку детей – положение головы, спины, плеч, рук. Воспитатель подбадривает и хвалит детей, способствует активному выполнению заданий. 

В младших группах воспитатель является активным участником и осуществляет показ упражнений, в старших группах упражнения могут показывать дети, так же используются интерактивные игры. На полу раскладываются массажные коврики и предлагается детям пройти по ним. Коврики используются с разными поверхностями (трава, шишки, шипы, морская галька). Форма ковриков может быть разнообразной: квадратной, фигурной, круглой, имитирующих очертание животных. Это задание способствует: стимуляции активных точек стопы, нормализует мышечный тонус, восстанавливает кровообращение в конечностях, правильному формированию сводов стоп.

В заключение гимнастики проводится игра малой подвижности, которая помогает снизить физическую нагрузку, статическую утомляемость и напряжённость. Затем дети подходят к своим стульчикам, где лежит их одежда, и начинают одеваться, а воспитатель приветливо помогает дошкольникам. Процесс одевания дополняем художественным словом.

Все комплексы бодрящей гимнастики после сна могут быть оформлены в папки по возрастам и использоваться воспитателями. Инструктор по физической культуре обновляет, дополняет материал, консультирует и проводит мастер-классы для педагогов ДОО. Бодрящая гимнастика после сна способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье [2, с.7].  

Список литературы: 1. Вавилова Е.Н. Развиваем у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.:Просвещение,1981. 2. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.- 96 с. 3. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и № 2002 "Дошколь. воспитание" / Д.В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. 208 с.  

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×