Глобальные компетенции - одно из направлений ФГ обучающихся. | Голосова Анна Алексеевна. Работа №290321
Автор: Голосова Анна Алексеевна
Выступление на районном методическом объединении учителей средних общеобразовательных школ по теме "Основные направления функциональной грамотности обучающихся". В статье рассмотрено определение, основные направления развития глобальных компетенций, данные об исследовании PISA-2018, модель оценки глобальных компетенций из отчета Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд», сделан вывод.
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Что такое глобальные компетенции
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
В исследовании PISA-2018 впервые была предпринята попытка оценить следующие способности 15-летних подростков:
рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия, стереотипы);
понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
налаживать позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального и культурного происхождения или пола;
предпринимать конструктивные действия в интересах коллективного благополучия и развития.
Модель оценки глобальных компетенций из отчета Федерального института оценки качества образования (ФИОКО)
Овладение глобальными компетенциями, как заявлено в документах ОЭСР, способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за развитие международного сообщества.
Кто участвовал в исследовании
В 2018 году представители 27 стран, включая Россию, приняли участие в международном тестировании и анкетировании по глобальным компетенциям, еще 39 стран – только в анкетировании.
Общая характеристика тестовых заданий
Тестирование проводилось на основе 18 комплексных ситуаций, включавших 69 заданий на проверку познавательных умений: в 37 заданиях – анализировать и оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять проблемы и ситуации; в 18 заданиях – выявлять и анализировать различные точки зрения; в 14 заданиях – оценивать действия и последствия.
Для оценки глобальных компетенций разработчиками заданий были выбраны следующие ситуативные контексты: культура и межкультурные отношения (25% заданий); социально-экономическое развитие и взаимозависимость (37,5% заданий); экологические риски (12,5% заданий); общественные институты, конфликты и права человека (25% заданий).
Наряду с реальными ситуациями, связанными с конкретными событиями в разных странах, были разработаны и модельные, происходящие в вымышленных державах. Это было сделано для повышения объективности измерений, поскольку, рассуждая о ситуации в вымышленной стране, школьники в меньшей мере проявляют эмоции и используют уже сложившиеся стереотипы (к примеру, о развитых и развивающихся странах или о традициях и обычаях народов, живущих в разных социально-экономических условиях).
Все участники исследования PISA-2018 выполняли задания по двум или трем областям функциональной грамотности. При этом исследование в области читательской грамотности было обязательным для каждого, часть учащихся выполняла задания по математической грамотности (41%), такая же доля тестируемых – по естественно-научной грамотности, 30% учащихся отвечали на вопросы теста по глобальным компетенциям.
Время полного тестирования составляло 2 часа, на выполнение блока по глобальным компетенциям отводилось 30 минут.
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции рассматриваются как:
1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)
2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения
3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола
4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия
Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:
1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.
2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.
3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т.к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.
4) При разработке заданий по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.
Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.
5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.
6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий.
Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).
Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу
1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами
2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции
3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.
4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»
Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
Поиск единомышленников, работа в команде
Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем
В чем выражается сформированность глобальных компетенций?
Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях
Вывод: ГК направлены на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.