Готовность детей к школе | Разуева Татьяна Владимировна. Работа №207458
Автор: Разуева Татьяна Владимировна
В статье раскрыты основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики.
Готовность ребенка к обучению в школе
Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе.
Общая характеристика
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
морфологических;
психологических;
личностных.
Степень их сформированности зависит от:
правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
уровня развития его психических процессов;
социальной среды, в которой малыш воспитывался;
личностных качеств, которые у него выработались;
наличия основных универсальных учебных умений.
Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.
Физическая
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Психологическая
Интеллектуальная
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Социальная
Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
Личностная
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Эмоционально-волевая
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Специальная
Основные учебные умения
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
Уровень биологического развития:
рост;
масса;
работоспособность;
утомляемость
;
система условных словесных реакций;
зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
ловкость;
скорость;
сила;
скоординированность
движений.
Уровень развития основных видов движений:
бег;
прыжки;
наклоны;
приседания;
ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
держать ручку или карандаш;
проводить четкие линии;
перекладывать мелкие предметы;
складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
умываться;
чистить зубы;
мыть руки;
пользоваться туалетом;
одеваться;
застегиваться и завязывать шнурки;
следить за своим внешним видом;
пользоваться столовыми приборами;
убирать за собой посуду;
организовывать рабочее место;
собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме
дня;
значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Психологическая готовность
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
коммуникативность
;
стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
умение уступать в споре и делиться, быть толерантным
;
умение выслушивать собеседника;
готовность соблюдать очередь;
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
радостное ожидание поступления в школу;
принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
способность подчинять свои мотивы
коллективным
;
умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
стремление преодолевать трудности;
стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
сознательное определение некоторых положительных и отрицательных каче
ств св
оего характера и готовность меняться;
присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Специальная готовность
Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
называть буквы;
читать слоги или слова;
считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
писать отдельные элементы;
рисовать простые предметы;
выполнять несложные физические упражнения.
Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.