Статья Готовность детей к школе. Автор: Разуева Татьяна Владимировна

Автор: Разуева Татьяна Владимировна
 В статье раскрыты основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики.


Автор: Разуева Татьяна Владимировна

Готовность ребенка к обучению в школе

 

Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе.

Начало формы

Конец формы

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

морфологических;

психологических;

личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);

уровня развития его психических процессов;

социальной среды, в которой малыш воспитывался;

личностных качеств, которые у него выработались;

наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

 

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

 

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

 

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

Уровень биологического развития:

рост;

масса;

работоспособность;

утомляемость

;

система условных словесных реакций;

зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

ловкость;

скорость;

сила;

скоординированность

движений.

Уровень развития основных видов движений:

бег;

прыжки;

наклоны;

приседания;

ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

держать ручку или карандаш;

проводить четкие линии;

перекладывать мелкие предметы;

складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

умываться;

чистить зубы;

мыть руки;

пользоваться туалетом;

одеваться;

застегиваться и завязывать шнурки;

следить за своим внешним видом;

пользоваться столовыми приборами;

убирать за собой посуду;

организовывать рабочее место;

собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

важности быть здоровым;

необходимости беречь здоровье;

режиме

дня;

значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

 

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

достаточный багаж знаний об окружающем мире;

умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;

любознательность, потребность в получении новых знаний;

уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;

наличие словесно-логического и образного мышления;

развитую речь, достаточный словарный запас;

сформированные сенсорные навыки;

устойчивое внимание;

крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

коммуникативность

;

стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;

умение уступать в споре и делиться, быть толерантным

;

умение выслушивать собеседника;

готовность соблюдать очередь;

готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;

понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

радостное ожидание поступления в школу;

принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;

способность подчинять свои мотивы

коллективным

;

умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;

стремление преодолевать трудности;

стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;

сознательное определение некоторых положительных и отрицательных каче

ств св

оего характера и готовность меняться;

присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

 

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

называть буквы;

читать слоги или слова;

считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;

писать отдельные элементы;

рисовать простые предметы;

выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x