Гражданин воспитывается с детства | Смирнова Екатерина Владимировна. Работа №345340
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и гуманное отношение к людям. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
«Гражданин воспитывается с детства»
«Посейте поступок – пожнете привычку,
посейте привычку – пожнете характер,
посейте характер – и вы пожнете судьбу»
(Уильям Теккерей)
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и гуманное отношение к людям.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.
«Есть много родов образования, но выше
всего стоит нравственное воспитание
которое делает нас человеком»
(В. Белинский)
Быть гражданином – значит обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше.
Крылатая фраза говорит: «Все начинается с детства».
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Прекрасным примером может послужить ежегодное, активное участие в общегородских субботниках, совместно с детьми. Это покажет малышу не только то, что родители любят свой дом, убирают его, но также активно принимают участие в благоустройстве своего города, своей Родины. Когда ребенок с ранних лет это увидит, то он будет знать и понимать, что ценно не только его личное, но и общественное, приучит не мусорить на улицах, ценить то, что тебя окружает, заботиться о том, что создано трудом других людей.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. Например, при поездке к бабушке в деревню, ваш малыш будет не только смотреть, как ухаживают за садом родители, но и дайте ему возможность принять активное участие, сопровождая каждое действие рассказами о пользе того или иного растения, дерева. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Вспомните свои совместные походы с родителями на парад победы, сейчас это Бессмертный полк. Казалось бы, ну что в этом такого особенного, когда человек несет портрет своего деда по улице в День Победы. Вроде бы ничего. Но когда на улицу выходят тысячи, десятки и сотни тысяч людей, то «полк» становится не просто шествием, а крестным ходом во имя тех, кто подарил нам, своим потомкам, мирную жизнь. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С младшего возраста необходимо знакомить детей с ближайшим окружением – детским садом, его работниками, с профессиями в детском саду, улицами, постройками, зданиями, родным городом… Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- формировать в ребенке чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому;
- вызывать в ребенке чувство гордости за семью, в которой он родился, за город, в котором он растет;
- воспитывать любовь и уважение к людям труда;
- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям (семейным, народным);
- формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
В итоге, воспитание патриотизма в наших детях, в наших семьях, как и все хорошее, начинается с любви, с вечных человеческих ценностей, с ведения семейных традиций.
Дети – наши цветы.
А родители – вазы,
в которых их выращивают.
(Джордж Беркли)
Список литературы
1. Зарипова Ф.Х. Авторская программа «Нравственно – эстетическое воспитание дошкольников на принципах народной педагогики» 1997 г.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России» Москва 2012 г.
3. Маханеева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Москва 2004 г.
4. Ушинский К. Д. Родное слово. Новосибирск 1994 г.
5. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. «Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию». Москва «ВАКО» 2006 г.