Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ | Мой кабинет. Работа №354119

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Формирование гражданской идентичности на сегодня является актуальной глобальной проблемой социокультурного общества и представляет важную практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса у обучающихся.  Понятие долгосрочного социально-экономического развития указывает на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. Важно обеспечить условия формирования гражданской идентичности школьников в современной школе.  

Е.И. Алейникова,

МБОУ «Губернаторский лицей №101» им. Ю.И. Латышева

г. Ульяновск

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ

 

Формирование гражданской идентичности на сегодня является актуальной глобальной проблемой социокультурного общества и представляет важную практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса у обучающихся. Понятие долгосрочного социально-экономического развития указывает на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности. Важно обеспечить условия формирования гражданской идентичности школьников в современной школе.  Воспитательный и учебный процессы, формируют гражданскую идентичность через различные формы во внеурочной, внеклассной работе, уроков. Эта тема является одним из главных и важных направлений работы педагогов школы. Внеурочные и учебные занятия  в педагогическом процессе едины, что тем самым позволяет качественно интегрировать и дополнять формы и виды не похожих занятий, которые используют участники педагогического процесса[1, с. 22].

Предмет особой ответственности школы – школьная гражданская идентичность ребенка. Что это такое? Это познание и переживание ребенком собственной заинтересованности к школе. Зачем это нужно? Школа – для ребенка это первое в жизни место, где он действительно и по-настоящему выходит за пределы связей и отношений, в которых начинают жить среди различных людей в обществе.

Взаимная связь между направлениями деятельности учителя по формированию гражданской идентичности современного ребенка обеспечивается благодаря тому, что улучшают и развивают представления учащихся о гражданине, о гражданской общности, об идентичности «приращиваются» представлениями о ценностях справедливости, ответственности, великодушия, благородства, толерантности, долга и др., которые принимают форму поведения и деятельности всех школьников. Способом формирования гражданской идентичности современных учащихся становится такой метод, в котором ученики могут обнаружить проблемы гражданского содержания и реагировать на них практическим результатом реального характера (социально значимое дело, акция, презентация и т.д.) или виртуального (сайт, презентация). А внедрение направления формирования гражданской идентичности учащихся осуществляется через совокупность методов и форм, которые обеспечивают решение педагогом различных задач для реализации содержания каждого ее блока. Формирование  идентичности без знания основных событий истории Отечества,  без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества, а также героического прошлого России невозможно.  Учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, мест боевой славы, музеев, достопримечательностей прошлого) для ознакомления с ними. Активное сотрудничество с офицерами, родственниками погибших солдат, ветеранами, с выпускниками школы, солдатами, участниками  важных исторических событий, местными краеведами, членами различных поисковых отрядов и другими интересными людьми. Участие в реальных практических мероприятиях: Дне Памяти неизвестного солдата, Дне воинской славы, в торжественном возложении цветов к памятнику погибшим войнам. В нашей школе создан «Уголок воинской и боевой славы» (в основу создания  заложено отражение истории развития военной части), музей и  на протяжении многих лет ребята проводят работу по сбору экспонатов, новой информации, исследовательскую работу, экскурсии, соблюдая определённые традиции. Экскурсии позволяют соединить в одно целое учебный школьный процесс с осмыслением объектов реальной жизни, которые приобщают детей к миру прошлого, расширить границы школьного курса [2, с.200].

    Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, на которой школьники выступают с творческими проектами и исследовательскими работами. Направления работ  самые различные: краеведческое, профессионально-ориентированное, культурологическое. Проектная работа объединяет учащихся образовательного пространства: обучающихся, их родителей, учителей. Семья каждого учащегося имеет свои  обычаи и традиции, свою историю, а также во многих семьях хранятся уникальные исторические предметы  старины и документы.    

   Гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с российским народом; вовлечение человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие гражданской идентичности у учащегося предполагает, что для него существует «эта страны», «этот народ», «этот город», но и есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город». Формирование ценностей нравственности и гуманного отношения - важная задача воспитания гражданской идентичности. Многие наши проекты посвящены культуре православного храма, т.к. знание этой культуры может стать нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим суть человеческой жизнедеятельности [3, с.89]. 

 

Список литературы:

1. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни Текст. :Методическое пособие по курсу «культурная антропология» / Э.А. Орлова. М.:ГАСК, 2012. – 22с.

2. Шакурова, М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности: монография Текст. / М.В. Шакурова. Воронеж: ВГПУ, 2014. - 200 с.

3. Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст. / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. Воронеж: ВГУ, 2014. - 89с. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×