Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики посредством использования краеведческого материала. | Ермолаева Светлана Борисовна. Работа №344519
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой ученики ощущают радость маленького открытия: доказанная формула, найденная закономерность, неожиданно решенная задача и т.д. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от проделанной работы оказывают сильное воспитательное воздействие на ребенка, поскольку формируют в маленьком человеке потребность в творческом труде. Человек же познающий, готовый к труду, творческий, как правило, не может быть бессердечным.
Одним из эффективных средств гражданско-патриотического воспитания учащихся является решение математических задач, в том числе и задач с краеведческим содержанием.
ГБОУ Республики Марий Эл Верх-
Ушнурская средняя общеобразова-
тельная (национальная) школа с
углубленным изучением отдельных
предметов
Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики посредством использования краеведческого материала.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой ученики ощущают радость маленького открытия: доказанная формула, найденная закономерность, неожиданно решенная задача и т.д. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от проделанной работы оказывают сильное воспитательное воздействие на ребенка, поскольку формируют в маленьком человеке потребность в творческом труде. Человек же познающий, готовый к труду, творческий, как правило, не может быть бессердечным.
Одним из эффективных средств гражданско-патриотического воспитания учащихся является решение математических задач, в том числе и задач с краеведческим содержанием.
Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике. Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как для расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств.
Использование экологических материалов при решении задач по математике прививает экологическую культуру, позволяет формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
Задача 1
Сколько бумаги выбрасывается учениками нашей школы за день и за один год, если в школе 260 обучающихся и в учебном году 210 дней?
Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев?
Решение: известно, что за день один ученик оставляет после себя 3 г бумаги. Ученики нашей школы оставляют за один день 780 граммов бумаги, за учебный год – 164 кг.
Вывод: если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 2-3 взрослого дерева.
Задача 2
Известно, что в среднем на одного человека приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями Республики Марий Эл, если всего 696300 жителей? Сколько машин грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?
За 1 день – 1740 750 кг;
За 1 год – 635373750 кг;
Для вывоза этого мусора потребуется 181535 машин.
В 5 классе при изучении темы Сравнение десятичных дробей решаем задачи следующего содержания:
1. Сравните площадь Республики Марий Эл с площадью соседних республик и областей и расположите их в порядке возрастания:
Республика Марий ЭЛ – 23,27 тыс. км2 ;
Кировская область – 120.7 тыс. км2 ;
Нижегородская область – 74,8 тыс. км2 ;
Республика Татарстан – 68 тыс. км2 ;
Чувашская Республика – 18,3 тыс. км2 .
2. Сравните площадь территории нашей республики с площадью следующих государств и расположите их в порядке убывания:
Бельгия – 30,5 тыс. км2 ;
Албания – 28,7 тыс. км2 ;
Македония – 25,7 тыс. км2 ;
Словения – 20,2 тыс. км2 ;
Армения – 29,8 тыс. км2 .
Домашнее задание: сколько районов входят в состав нашей республики? Расположите их в порядке возрастания (по территории).
При изучении темы Обыкновенные дроби решаем такую задачу:
Раньше у марийцев, как и у других народов, стоимость денег приравнивалась
Беличьим шкурам. Одна беличья шкура стоила 1/3 копейки. А сколько надо было отдать беличьих шкурок за остальные деньги?
2 копейки – 7 копеек –
3 копейки – 8 копеек -
4 копейки – 9 копеек -
5 копеек – 10 копеек -
6 копеек –
При закреплении темы Многозначные числа провожу урок-путешествие по нашим родным просторам.
Запишите числа:
40000 лет назад появились первые люди на территории нашего края.
Город Йошкар-Ола основан в 1584 г. как русская крепость Царевококшайск.
Территория Марий Эл простирается с севера на юг на 150 км.
В состав нашей республики входят 14 районов.
4 города входят в РМЭ.
Числа: 40000, 1584, 150, 14, 4.
Вопросы:
Как располагаются числа? ( в порядке убывания)
Что мы можем сказать об этих числах? (однозначные и т.д.)
Сколько понадобилось цифр для записи каждого числа?
Какое число самое маленькое? Самое большое?
Назовите число, в котором цифра 4 обозначает единицы.
Назовите число, в котором цифра 4 стоит в разряде десятков тысяч.
Назовите число, в котором 15 десятков.
Назовите число, в котором 15 сотен.
Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.
Запишите число, в котором 1919 единиц; 192 десятка 6 единиц; 19 сотен 48 единиц; 196 десятков.
Числа: 1919, 1926, 1948, 1960.
Это не просто многозначные числа, это даты развития театра.
1919г. – начал функционировать Марийский передвижной театр.
1926г. – в Краснококшайске было построено первое здание Марийского драматического театра.
1948г. – Марийский драматический театр стал носить имя Шкетана.
1960г. – построено здание нового драматического театра.
Блиц турнир:
Пешему туристу, идущему со скоростью 5 км/ч для совершения путешествия вдоль границы нашей республики, потребуется около 240 часов. Какова длина Республики Марий Эл?
Всего в нашей республике больших и малых рек насчитывается 476, а больших и малых озер на 213 больше. Сколько озер в республике?
Расстояние от Йошкар-Олы до Москвы 861 км, а до Казани 142 км. На сколько км больше расстояние до Москвы, чем до Казани?
Среди насекомых есть истинные друзья леса – это муравьи. За один день обитатели одного большого муравейника способны истребить до 100 тысяч вредных насекомых. Сколько вредных насекомых могут истребить за неделю?
В СПК У илыш Советского района в комплесе всего 470 дойных коров, 320 телок, 160 быков, 270 телят. Сколько всего животных на ферме?
Этим крупным хозяйством руководит наша выпускница Богачук Н.И., кандидат сельскохозяйственных наук, депутат Госсобрания Республики Марий Эл.
Используемые материалы по краеведению способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Библиографический список
Столяров, А.А. География Республики Марий Эл: Методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С Марийский институт образования, 2007. - 124 с.
Кудряшов, М.И. Знаешь ли ты родной край? География Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Редакция газеты Марий Эл, 2003. – 40 с.
Кудряшов, М.И. Знаешь ли ты родной край? История Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола: Редакция газеты Марий Эл, 2003. – 52 с.