Гражданско - патриотическое воспитание

Автор: Шушарина Оксана Ильинична

Гражданско – патриотическое воспитание в младших классах

«Я –гражданин»

Тема гражданственности и патриотизма злободневна. Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность надо организовывать так, чтобы ребёнок раскрылся с  разных сторон и развивал свои личностные качества. Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте. Важно, что в коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Дети в коррекционной школе-интернате лишены возможности широкого речевого общения и получения информации, способствующей развитию представлений о Родине, её прошлом и настоящем, поэтому они не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Они нуждаются в осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событий, явлений. Важным условием при знакомстве с нашей Родиной является эмоциональный фактор. Впечатления, полученные от непосредственного восприятия результатом которого является взволнованность, чувство переживания оказывается более прочным.

Практика показывает: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию, но методических пособий для коррекционных учреждений не достаточно. Исходя из вышесказанного, в написании программы были сформулированы цель и задачи.

Цель программы:  

Сформировать достойного гражданина и патриота России.

Задачи программы:

-Знакомить детей с символами города, государства;

-Воспитывать любовь и привязанность к своей, школе,  улице, городу, стране;

-Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

-Развивать интерес к русским традициям;

Основные направления программы:

Социальное, патриотическое и нравственное.

Социальное включает в себя:

-организация и проведение конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

-организация совместных коллективных творческих дел;

-организация и проведение благотворительных акций.

Патриотическое:

-изучение символики России, края, города;

-проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

-изучение родного края и страны, через организацию экскурсий (музей города, мемориал Славы), заочных путешествий;

-организация встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами интернационалистами.

Нравственное:

-соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

-изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;

-участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

-изучение истории России, символики, геральдики;

-проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

-организация различных выставок.

         Принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим разделам: «Родная школа. Родной город», «Природа родного края», «Родина моя - Россия»,  «Наши традиции».

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у учащихся желание выполнять виды заданий, стремиться к достижению результата.

Раздел: «Родная школа.  Родной город».

Цель: Обогащение детских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений, о школе, о городе.

Задачи:

-уточнение представления детей об именах близких людей, их занятиях,  традициях;

-воспитание  гуманного отношения к окружающим его людям;

-формирование представлений у детей о Тулуне, его гербе;

-формирование чувства гордости за свою школу, за свой город.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей школе, к своему городу. История города – это живая история людей. На занятиях: «Любимый город», «Ими гордится наш город» знакомим детей с историей родного города, его традициями и достопримечательностями. Для этого проводим сюжетно- ролевые игры : «Дом», «Путешествие по городу», занятие – размышление «Моя группа – моя семья»,

Ребёнок должен знать названия своего города, своей улицы, на которой находится школа.  А мы, взрослые, стараться привлечь внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: клуб, почта, аптека, магазины, детский сад, рассказывать об их названии. Подчёркивая, что всё это создано для удобства людей. Беседуя с детьми,  побуждаем их наблюдать за изменениями в общественной жизни, которые происходят постоянно. Спрашиваем: «Дети, кто из вас заметил, что изменилось за последнее время в нашем городе?» То есть приучаем детей видеть, что делается вокруг.

Раздел: «Природа родного края»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире природы Сибири.

Задачи:

-воспитывать любовь к родной природе;

-побуждать детей восхищаться красотой родной природы;

-познакомить детей с назначением «красной книги»;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, педагог учит ребёнка  определять своё отношение к природе. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствует развитию творчества ребёнка.

Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у детей нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, желание сделать свой край прекраснее. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.

«Природа родного края» - это большой интересный блок, где проводим ряд сезонных экскурсий в природу, занятия: «Удивительный мир животных», «Эта хрупкая планета», конкурс рисунков «Земля - наш дом», «Береги планету», «День птиц», выставки «Дары природы», направленные на воспитание бережного отношения к природе.

Рассказы, стихи, загадки открывают перед детьми неповторимую красоту природы Сибири, вызывают желание любоваться этой красотой, учат понимать, любить и беречь ее. Живое общение с природой воспитывает чувство прекрасного. Умелое воздействие взрослого помогает детям глубже познать окружающий мир.

Раздел6 «Родина моя - Россия»

Цель: Формировать чувство сопричастности к истории страны.

Задачи:

-познакомить детей  со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами;

-расширять представления о государственных символах  России: герб, флаг и гимн;

-формирование представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами;

-формирование основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре.

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Читая стихи о Родине, рассказы дети понимают, что этими словами можно называть родной край, место, где они живут и такое место у каждого человека своё, но у каждого человека есть так же одна прекрасная Родина - это наша страна Россия.

Наш город часть большой страны, а дети - жители России, граждане страны у которых  есть права и обязанности. Родившись человек, становится частью общества, сначала – это семья, группа в детском доме, школе. Но и у маленьких детей есть разные правила, традиции, которые должны выполнять все. В жизни существуют: правила дорожного движения, правила безопасности, правила  гигиены, правила на ведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнять законы обязанность для всех в равной степени. Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать «Мир людей» взрослых и сверстников, необходимо эмоциональное насыщенное, содержательное общение взрослого с ребёнком. Дети должны знать свои права и обязанности. Для этого проводим блиц опрос «Мои права и обязанности». Беседуя о правах и обязанностях  маленького гражданина разъясняем понятие «права» и «обязанности». «Ученики», как гражданин России, имеют право на образование, задача школьников старательно учиться. Это их обязанность.

Раздел: «Наши традиции»

Цель:прививать детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

-знакомить детей  с устным народным творчеством: сказками, потешками,  праздниками  и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством;

-формировать  у воспитанников общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

-учить детей любить и ценить народную мудрость, знать народные праздники;

-знакомить детей с  народными традициями разных национальностей, населяющих РФ.

Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Народное творчество  - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками,  праздниками  и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, с традициями разных национальностей, населяющих РФ. У воспитанников формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Занятия этого блока учат детей любить и ценить народную мудрость. Формированию гражданских чувств  способствует проводимые в школе традиционные праздники такие как: «1 сентября», «День учителя», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «23 февраля», «8 марта» и т.д.

Готовясь к Новогоднему празднику, рассказываем детям о Новогодних обычаях, истории празднования Нового года. Разучиваем с детьми игры, гадания, проводимые в старину во время рождественских святок. Дети с удовольствием играют в эти игры с детьми других классов. Проводим конкурс: «День Защитника Отечества», конкурс  «Строя и песни», «Рыцарский турнир», «А, ну-ка, мальчики», которые проходят в торжественной обстановке. Это вызывает у ребят восхищение и уважение к вооружённым силам страны, воспитывает дисциплинированность, ответственность. Ежегодно проводится праздник «Масленица», «Троица» целью данных  мероприятий является знакомство с традиционными русскими обычаями. С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны,  к празднику Победы проводим конкурс: «Строки Мужества», конкурс рисунков, делаем открытки в подарок ветерану.

Патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание, и выполнение трудовых дел. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится  практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину, честно работать, хорошо учиться, помогать людям, сберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства, дела.

Формы работы по  гражданско - патриотическому воспитанию

Использование различных форм работы  даёт педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания гражданственности интересным и доступным. Главное говорить ребёнку о гражданско- патриотическом воспитании на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действительны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявляющую его «я».

К концу изучения программы  «Я - гражданин» учащиеся 1 -4 классов должны:

знать:

название страны, государственных символов России, свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов: герб, гражданин, достоинство, закон, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя, право на образование.

применять:

правила в конкретной практической ситуации; придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, давать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; соблюдать дисциплину; проявлять любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.

Заключение

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлени­ям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каж­дого ребёнка в насыщенную интересную деятельную жизнь. Дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности, общих дел. Это хорошая школа воспитания социаль­ной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.

Библиографическая ссылка:

Конвенция о правах ребенка;

-Декларация прав ребенка;

-Конституция РФ;

-Закон РФ «Об образовании»;

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан -Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;

 

-Письмо  Министерства образования и науки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России».

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x