Гражданско - патриотическое воспитание ☼
Автор: Шушарина Оксана Ильинична
Гражданско – патриотическое воспитание в младших классах
«Я –гражданин»
Тема гражданственности и патриотизма злободневна. Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Ребёнку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми. Но деятельность надо организовывать так, чтобы ребёнок раскрылся с разных сторон и развивал свои личностные качества. Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.
Гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте. Важно, что в коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Дети в коррекционной школе-интернате лишены возможности широкого речевого общения и получения информации, способствующей развитию представлений о Родине, её прошлом и настоящем, поэтому они не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Они нуждаются в осмыслении окружающего мира и происходящих в нём событий, явлений. Важным условием при знакомстве с нашей Родиной является эмоциональный фактор. Впечатления, полученные от непосредственного восприятия результатом которого является взволнованность, чувство переживания оказывается более прочным.
Практика показывает: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию, но методических пособий для коррекционных учреждений не достаточно. Исходя из вышесказанного, в написании программы были сформулированы цель и задачи.
Цель программы:
Сформировать достойного гражданина и патриота России.
Задачи программы:
-Знакомить детей с символами города, государства;
-Воспитывать любовь и привязанность к своей, школе, улице, городу, стране;
-Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
-Развивать интерес к русским традициям;
Основные направления программы:
Социальное, патриотическое и нравственное.
Социальное включает в себя:
-организация и проведение конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
-организация совместных коллективных творческих дел;
-организация и проведение благотворительных акций.
Патриотическое:
-изучение символики России, края, города;
-проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
-изучение родного края и страны, через организацию экскурсий (музей города, мемориал Славы), заочных путешествий;
-организация встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами интернационалистами.
Нравственное:
-соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
-изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;
-участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
-изучение истории России, символики, геральдики;
-проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
-организация различных выставок.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим разделам: «Родная школа. Родной город», «Природа родного края», «Родина моя - Россия», «Наши традиции».
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у учащихся желание выполнять виды заданий, стремиться к достижению результата.
Раздел: «Родная школа. Родной город».
Цель: Обогащение детских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений, о школе, о городе.
Задачи:
-уточнение представления детей об именах близких людей, их занятиях, традициях;
-воспитание гуманного отношения к окружающим его людям;
-формирование представлений у детей о Тулуне, его гербе;
-формирование чувства гордости за свою школу, за свой город.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей школе, к своему городу. История города – это живая история людей. На занятиях: «Любимый город», «Ими гордится наш город» знакомим детей с историей родного города, его традициями и достопримечательностями. Для этого проводим сюжетно- ролевые игры : «Дом», «Путешествие по городу», занятие – размышление «Моя группа – моя семья»,
Ребёнок должен знать названия своего города, своей улицы, на которой находится школа. А мы, взрослые, стараться привлечь внимание к объектам, которые расположены на ближайших улицах: клуб, почта, аптека, магазины, детский сад, рассказывать об их названии. Подчёркивая, что всё это создано для удобства людей. Беседуя с детьми, побуждаем их наблюдать за изменениями в общественной жизни, которые происходят постоянно. Спрашиваем: «Дети, кто из вас заметил, что изменилось за последнее время в нашем городе?» То есть приучаем детей видеть, что делается вокруг.
Раздел: «Природа родного края»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире природы Сибири.
Задачи:
-воспитывать любовь к родной природе;
-побуждать детей восхищаться красотой родной природы;
-познакомить детей с назначением «красной книги»;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, педагог учит ребёнка определять своё отношение к природе. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствует развитию творчества ребёнка.
Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у детей нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, желание сделать свой край прекраснее. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.
«Природа родного края» - это большой интересный блок, где проводим ряд сезонных экскурсий в природу, занятия: «Удивительный мир животных», «Эта хрупкая планета», конкурс рисунков «Земля - наш дом», «Береги планету», «День птиц», выставки «Дары природы», направленные на воспитание бережного отношения к природе.
Рассказы, стихи, загадки открывают перед детьми неповторимую красоту природы Сибири, вызывают желание любоваться этой красотой, учат понимать, любить и беречь ее. Живое общение с природой воспитывает чувство прекрасного. Умелое воздействие взрослого помогает детям глубже познать окружающий мир.
Раздел6 «Родина моя - Россия»
Цель: Формировать чувство сопричастности к истории страны.
Задачи:
-познакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами;
-расширять представления о государственных символах России: герб, флаг и гимн;
-формирование представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами;
-формирование основ гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре.
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Читая стихи о Родине, рассказы дети понимают, что этими словами можно называть родной край, место, где они живут и такое место у каждого человека своё, но у каждого человека есть так же одна прекрасная Родина - это наша страна Россия.
Наш город часть большой страны, а дети - жители России, граждане страны у которых есть права и обязанности. Родившись человек, становится частью общества, сначала – это семья, группа в детском доме, школе. Но и у маленьких детей есть разные правила, традиции, которые должны выполнять все. В жизни существуют: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила на ведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнять законы обязанность для всех в равной степени. Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать «Мир людей» взрослых и сверстников, необходимо эмоциональное насыщенное, содержательное общение взрослого с ребёнком. Дети должны знать свои права и обязанности. Для этого проводим блиц опрос «Мои права и обязанности». Беседуя о правах и обязанностях маленького гражданина разъясняем понятие «права» и «обязанности». «Ученики», как гражданин России, имеют право на образование, задача школьников старательно учиться. Это их обязанность.
Раздел: «Наши традиции»
Цель:прививать детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
-знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством;
-формировать у воспитанников общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;
-учить детей любить и ценить народную мудрость, знать народные праздники;
-знакомить детей с народными традициями разных национальностей, населяющих РФ.
Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, с традициями разных национальностей, населяющих РФ. У воспитанников формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Занятия этого блока учат детей любить и ценить народную мудрость. Формированию гражданских чувств способствует проводимые в школе традиционные праздники такие как: «1 сентября», «День учителя», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «23 февраля», «8 марта» и т.д.
Готовясь к Новогоднему празднику, рассказываем детям о Новогодних обычаях, истории празднования Нового года. Разучиваем с детьми игры, гадания, проводимые в старину во время рождественских святок. Дети с удовольствием играют в эти игры с детьми других классов. Проводим конкурс: «День Защитника Отечества», конкурс «Строя и песни», «Рыцарский турнир», «А, ну-ка, мальчики», которые проходят в торжественной обстановке. Это вызывает у ребят восхищение и уважение к вооружённым силам страны, воспитывает дисциплинированность, ответственность. Ежегодно проводится праздник «Масленица», «Троица» целью данных мероприятий является знакомство с традиционными русскими обычаями. С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны, к празднику Победы проводим конкурс: «Строки Мужества», конкурс рисунков, делаем открытки в подарок ветерану.
Патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание, и выполнение трудовых дел. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину, честно работать, хорошо учиться, помогать людям, сберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства, дела.
Формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию
Использование различных форм работы даёт педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания гражданственности интересным и доступным. Главное говорить ребёнку о гражданско- патриотическом воспитании на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами работы, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действительны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявляющую его «я».
К концу изучения программы «Я - гражданин» учащиеся 1 -4 классов должны:
знать:
название страны, государственных символов России, свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать:
свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов: герб, гражданин, достоинство, закон, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя, право на образование.
применять:
правила в конкретной практической ситуации; придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, давать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; соблюдать дисциплину; проявлять любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.
Заключение
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого ребёнка в насыщенную интересную деятельную жизнь. Дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности, общих дел. Это хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
Библиографическая ссылка:
- Конвенция о правах ребенка;
-Декларация прав ребенка;
-Конституция РФ;
-Закон РФ «Об образовании»;
-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан -Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».