Гражданско-патриотическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики | Шабаева Елена Геннадьевна. Работа №349791
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта на уроках математики. Приведены примеры математических задач, фрагмент урока с использованием материала Блокады Ленинграда. Рассматриваются моменты, дающие возможность использовать процесс обучения математике в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание детей с нарушением интеллекта на уроках математики
Шабаева Елена Геннадьевна
учитель ГОУ «Черновская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
с.Урульга, Карымский район,
Забайкальский край
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать»
Лихачев Д.С
Аннотация: В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта на уроках математики. Приведены примеры математических задач, фрагмент урока с использованием материала Блокады Ленинграда. Рассматриваются моменты, дающие возможность использовать процесс обучения математике в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Ключевые слова: патриотизм, решение задач, межпредметные связи, математика.
Одной из важнейших задач современной школы подрастающего поколения всегда являлось патриотическое воспитание, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Работа по патриотическому воспитанию в коррекционных школах не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Воспитывать патриотизм школьников на уроках математики – это одна из наиболее актуальных задач образования. Её цель - прививать моральные и волевые качества гражданина.
Не секрет, что математика для учащихся входит в категорию “трудных” предметов. Математика и наша жизнь очень тесно связаны между собой. Все, что окружает нас в жизни, в той или иной степени связано с понятием или с законом математики. Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков.
В школе недостаточно времени уделяется патриотическому воспитанию. Как правило, время этому отводится лишь на классных часах, но нужны новые формы работы с учащимися. Проблема для меня стала личностно значимой, появился мотив, стимулирующий поиск ее решения.
Так как целью обучения является не столько вооружение учащихся знаниями, сколько формирование у них умений действовать со знанием дела – компетентно, то, соответственно, знания должны быть средством обучения к действиям. Известно, что учащиеся лучше всего усваивают те знания, которые используют в практике, применяют к решению реальных задач. Поэтому я решила вести работу по формированию у ребят патриотических ценностей непосредственно в процессе учебной деятельности, на уроках математики с использованием межпредметных связей.
Одна из важных целей таких уроков – создать благоприятные условия для патриотического воспитания учащихся, приобщения к национальному наследию нашего народа, формирования гармонично развитых личностей, активизации деятельности по изучению истории родного края.
Основными задачами являются:
сбережение и закрепление традиционных для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;
обогащение и расширение образа малой Родины через приобщение к знанию о памятных местах родной земли
подведение к пониманию образа гражданина Отечества на примере жизненных подвигов наших солдат;
Мне хотелось бы остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в патриотическом и гражданском воспитании учащихся.
Подбор математических задач с учётом методических и дидактических требований в обучении математике с точки зрения гражданско-патриотического воспитания играет огромную роль.
Следующие задачи можно предложить для решения в любом классе. В зависимости от возраста, класса, вычислительных навыков учащиеся будут решать различными способами, но полученный ответ взволнует каждого!
1. Хлеб Ленинграда: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось: 40 грамм соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше, чем соломы, а отрубей в 5 раз больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедал в сутки житель блокадного Ленинграда?
2.В первый день танковая колонна прошла 10 км. В последующие дни колонна проходила на 2,5 км больше, чем в предыдущий день. Поход длился 8 дней. Какое расстояние прошла колонна?
3. В битве под Москвой участвовало 1100000 советских солдат и 1708000 гитлеровских солдат. На сколько человек число германских войск превышало число советских солдат?
4. В битве под Москвой у советской армии было 7652
орудия, а у немцев – 13500 орудий. На сколько единиц меньше орудий было у советской армии?
Для организационного момента можно использовать эпиграф к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.
«Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
«Не родом богатырь славен, а подвигом»
Стихотворение М.Борзовского
Как воздух, математика нужна,
Одной отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы учения
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
"Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углов квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю, далекому, седому.
Как воздух математика нужна,
Сегодня Офицеру молодому!
При изучении темы «Площадь», можно обсуждаем форму фронтового письма-треугольника и современного конверта. Можно предложить ученикам вычислить сколько нужно израсходовать бумаги для такого письма.
Из своей практики могу представить наиболее удачный пример фрагмента урока, посвященного Великой Отечественной войне, в частности блокаде Ленинграда.
7 класс тема урока «Блокада Ленинграда в цифрах: умножение многозначных чисел на двузначное число»
Начинается урок вполне буднично, с организационного момента, проводится устный счет .А вот для сообщения темы я прочитала стихотворение.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число.
В этот день нас блокады огнем обожгло.
Мы в тот день не могли даже предположить,
Как нам долго терпеть и как мало нам жить.
Учитель. Чему посвящены эти строки?
Возможные ответы учащихся. Блокадному Ленинграду.
Учитель. Какие памятные даты недавно отметила наша страна?
Возможные ответы учащихся. 27 января мы отмечали 80 лет с начала прорыва блокады Ленинграда. Это памятная дата для нашего народа – день снятия блокады Ленинграда.
Тема нашего урока «Блокада Ленинграда в цифрах»
Сколько же длилась блокада Ленинграда? Ответ найдём выполнив следующее задание:
Примеры нам карточке решают двое учеников у доски:
47×13= 611
20×13=260
(Слайд)611 дней блокады – дни бомбежек и обстрелов фашистами города Ленинград.
(Слайд)270 дней блокады – дни затишья, относительной тишины.
Следущее задание сложить получившиеся ответы в примерах на умножение (611+260=871).
Представьте себе, блокада Ленинграда длилась 871 день. Почти 3 года (слайд). Почти три года люди жили в осаде, окруженные врагом, не имея возможности выбраться из города и пополнить запасы продуктов и лекарств.
Задачу к уроку я тоже подобрала связанную с темой.
Задача. Рабочий человек во времена блокады Ленинграда получал 250 гр хлеба в день, а неработающие люди и дети по 125 гр. Сколько грамм хлеба выдали семье, если в ней проживают 10 детей и 3 работающих взрослых? После решения задачи была проведена физминутка.
Делай раз (встают).
Делай два (шаг в сторону)
Повернись и улыбнись (поворот к соседу)
Ты до солнца дотянись.
Дружно за руки возьмись.(в группе)
Пару раз ногой ступни.
И решать давай садись.
В заключению к уроку мною был прочитан рассказ« Кусочек хлеба»
Урок продлился 40 минут, в нем было мало математики, но рассказ о блокадном хлебе оказался сильным эмоциональным ударом.
Уроки по математике с использованием межпредметных связей являются частью системы патриотического воспитания, основанной на приобщении детей к изучению истории родного края. Они служат проводниками духовного опыта народа, неразрывно связывая между собой поколения, помогают рождению чувства благодарной любви, прочной привязанности к Отечеству, к родной земле и ее святыням, к нашей культуре, прошлому и настоящему. И.Л. Лобачевский сказал: «Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни». Слова русского математика еще раз подтверждают значимость уроков математики в развитии гражданственности.
Список использованной литературы
Баранов С.П., Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с.
Левашов В.К., Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. – 2005. - №2, с. 99 – 102.
Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.