Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе | Мой кабинет. Работа №342247
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных (слайд1) характеристик выпускника: (портрет выпускника начальной школы):-любящий свой народ, свой край и свою Родину
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (из опыта работы)
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных (слайд1) характеристик выпускника: (портрет выпускника начальной школы):-любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания. Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется через: серию классных часов (СЛАЙДЫ – 5-9), внеурочную деятельность (СЛАЙДЫ -10-11), проектную деятельность (СЛАЙД – 12-14), ( среди воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность. ( СЛАЙД 7-8) Ученики вместе с помощью учителя и родителей выполняли проекты по следующим темам: «Наша Родина—Россия», «Города-герои», «Моя семья», «Моя родословная», «Красная Книга России» и др. ), коллективные дела (СЛАЙДЫ -15-21), экскурсии (СЛАЙДЫ -22-23), Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, совместная работа с учителем физкультуры. И всему этому обеспечила компьютерное сопровождение. Учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например уроки литературного чтения формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа. Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют необходимую деятельность школьников. Всё это призвано решать ряд следующих задач: (СЛАЙД- 24) — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице,поселку; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Русский язык. ( СЛАЙД – 25-28) Одной из дисциплин, направленных на патриотическое воспитание детей в школе, является русский язык. Чтобы сформировать у младшего школьника чувство патриотизма (любовь к своей Родине и своему народу, гордость и уважение к событиям исторического прошлого), необходимо показать богатство и разнообразие языка, на котором он говорит, привить любовь к родному языку, научить детей понимать и анализировать отдельные языковые явления и факты, выработать у них внимание к своей и чужой речи. Здесь важное место отводится изучению лексики. Цель – расширить знания учащихся о русском языке, привить интерес к изучению языка, подвести учащихся к осмыслению своего словаря, обогатить словарный запас. Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе. На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю проводить уже с минуток чистописания. Например: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть. ( СЛАЙД -25) Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даю задание списать, вставить пропущенные буквы. При изучении новых словарных слов, например: Родина, герой, Москва предлагаю детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения. На этапе закрепления нового материала по теме « Разделительный мягкий знак» после сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости1.Любовь к Родине сильнее смерти. 2.Ручьи сольются - река, люди соединятся - сила. 3.Береги землю родимую как мать любимую. «Ни в одной из форм языкового творчества народа , -указывал К.Д. Ушинский ,-не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах. Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество провожу на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны. Например, отрывок из рассказа Ушинского. (СЛАЙД -26) «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (К. Д. Ушинский). Сначала работаю над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаю задания по русскому языку. 1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему? 2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? На уроках русского языка использую такой вид работы, как сочинения на темы «Моя Родина – Россия», «Кем я хочу быть?», «Моя семья», «Откуда я родом», «Традиции моей семьи» способствуют воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Литературное чтение (СЛАЙД -29- 35)
«Литературное чтение» содержат богатейший материал по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию; в них рассматриваются такие нравственные понятия, как Отечество, Родина, общество, гордость, терпимость, доблесть, подвиг, труд, добро, зло, смелость, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний, содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики; учебники, которые могут формировать не только необходимые представления, понятия, но и отношения к стране, народу, нации, способы поведения, дают возможность нравственного выбора, усвоения норм нравственности, выработки гражданской позиции. . В учебнике много текстов, в которых речь идѐт о ровесниках . Это стихотворения В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова. Тексты, используемые на уроках содержат воспитательный характер, формируют гражданскую и нравственную позицию младшего школьника. Из наиболее интересных и продуктивных форм работы можно назвать следующие. Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. В произведениях И. Бунина, С. Есенина, А Пушкина и других таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям дети учатся самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке. Например: при изучении раздела « Поэтическая тетрадь» мы знакомились с творчеством Есенина, Блока, Саши Чёрного. Учащиеся не только слышат правильную русскую речь, но и видят яркие, образные картины русской природы, узнают о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлечем внимание детей к красоте и неповторимости своей малой Родины. В разделе « Люби живое» при работе над произведением М. Пришвина « Моя Родина» дети определяют основную мысль рассказа, думают, почему писатель объединил в своём рассказе слова «солнце», «мама», «природа», «Родина», подбирают однокоренные слова к слову Родина, высказывают своё отношение к родной природе и родине.
Математика. (СЛАЙД -36- 37) При работе над задачами беру задания, основанные на краеведческом материале. Например: 1)Длина реки Рублиха -7 км, а ширина 700 м. Найдите на сколько м длина больше, чем ширина. 2.)В Свердловском зоопарке 140 видов животных. Их них: 23 вида рыб, 22 вида рептилий, 43 вида птиц, а остальные млекопитающие. Сколько видов млекопитающих?
Окружающий мир. (СЛАЙДы -38-- 40) Так, изучая предмет “Окружающий мир”, в первом-втором классах на уроках больше провожу очные экскурсии “Вот и осень пришла”, “Как из зерна получилась булка”, и заочные, используя презентации, “Наша страна-Россия”, “Жизнь животных зимой”, “День космонавтики” и другие. (6 слайд). Знакомясь с государственными символами России, с Конституцией Российской Федерации, с государственным устройством нашей страны, проводим игру: “Имею право”. На уроках музыки включаю музыкальные произведения, которые раскрывают величие подвига народа, его любовь к родине, маме, папе, общий подъём патриотических чувств. Использование на уроках произведений изобразительного искусства: репродукций работ известных художников отражающие подлинные исторические события, помогают учащимся в конкретизации и углублении знаний. Сделанные «продукты» с уроков музыки, технологии, ИЗО мы представляем на выставки, конкурсы(муниципальные, региональные, всероссийские, международные). Дети становятся победителями и призерами. (СЛАЙДы -41-- 55)
-Я хочу закончить выступление словами Сухомлинского:
« Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал верным сыном своего Отечества»
(СЛАЙД -56) А.В.Сухомлинский