Гражданское общество и правовое государство | Юсупова Ирина Валерьевна. Работа №363690
Конспект урока на тему «Гражданское общество и правовое государство» может служить примером интеграции учебного материала, требований Федерального государственного образовательного стандарта и подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе.
Описание урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо освоения материала темы по обществознанию, предполагается освоение и закрепление различных навыков. Основной упор сделан на умения приводить аргументы, давать обоснования, устанавливать взаимосвязи.
План урока по обществознанию для 11 класса
на тему «Гражданское общество и правовое государство»
Конспект урока на тему «Гражданское общество и правовое государство» может служить примером интеграции учебного материала, требований Федерального государственного образовательного стандарта и подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе.
Описание урока
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Помимо освоения материала темы по обществознанию, предполагается освоение и закрепление различных навыков. Основной упор сделан на умения приводить аргументы, давать обоснования, устанавливать взаимосвязи.
Теоретический материал по теме «Гражданское общество и правовое государство» служит основой для отработки данных умений. Это позволит ученикам давать верный ответ на задание №20 в ЕГЭ по обществознанию. Также в процессе урока повторяется пройденный материал по теме «Демократия» и устанавливаются межпредметные связи с темой «Гражданское право» из курса предмета «Право». Кроме того, тренируются навыки, необходимые для ответа на вопросы №18, 19 и 24 в ЕГЭ по обществознанию, через составление плана урока, выявление признаков понятия, иллюстрирование изучаемого материала собственными примерами.
Цель урока — развить навык установления причинно-следственных и функциональных связей в процессе освоения теоретических знаний о гражданском обществе и правовом государстве.
Задачи урока
Познавательные:
изучить понятия, признаки и функции гражданского общества и правового государства,
повторить признаки демократии и принципы гражданско-правовых отношений.
Воспитательные:
развитие активной гражданской позиции, готовность участвовать в деятельности институтов гражданского общества,
развитие правовой культуры, понимание ценности права и активной гражданской позиции.
Регулятивные: тренировка умения читать и понимать открытые вопросы.
Развивающие: овладение умениями выявлять причинно-следственные и функциональные связи, давать обоснования, приводить аргументы, давать развернутый ответ на открытый вопрос.
Оборудование и материалы: презентация, доска. Урок может быть проведен в форме дискуссии и не требует дополнительных письменных материалов. Вся необходимая информация может быть представлена на слайдах в презентации. Ответы ученики могут также фиксировать на доске или в тетрадях.
Ход урока
1. Повторение, проверка домашнего задания
Для начала нам необходимо повторить прошлую тему по обществознанию, а именно тему «Демократия».
Вопрос классу
Кто назовет признаки демократии?
Кто может добавить еще?
Возможные ответы класса:
Народ — источник власти и носитель суверенитета.
Разделение властей.
Политический плюрализм, многопартийность, идеологическое многообразие.
Гарантии прав и свобод человека.
Принцип большинства при обеспечении прав меньшинства.
Свободные СМИ.
Свободные и альтернативные выборы.
Хорошо, не забывайте эти признаки, они нам еще понадобятся.
А сегодня мы изучаем новую тему «Гражданское общество и правовое государство».
2. План урока
Для начала нам необходимо обсудить план урока. Как вы думаете, какие аспекты этой темы нам необходимо раскрыть?
Составляем план урока.
Вопрос классу
Какие пункты есть практически в любой теме?
Понятие «гражданское общество». В этой теме у нас два основных понятия. Но мы изучим сначала гражданское общество, а затем правовое государство.
Признаки гражданского общества.
Институты гражданского общества.
Функции гражданского общества.
Предпосылки формирования гражданского общества. Обратите внимание, в этой теме в отличие от других нет видов и классификаций, причин и последствий, однако есть предпосылки формирования и институты гражданского общества.
Понятие «правовое государство».
Признаки правового государства.
Предпосылки формирования правового государства.
3. Содержательная часть
Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные или коллективные) интересы и позволяющих самостоятельно и независимо от государства удовлетворять потребности граждан.
Чтобы лучше разобраться с определением, давайте выделим три признака понятия «гражданское общество».
Возможные ответы класса:
Негосударственные / отделены от государства / самостоятельно и независимо от государства.
Общественные отношения и институты (объединения и ассоциации граждан).
Выражают интересы и удовлетворяют потребности граждан.
Сейчас мы выделили три основных признака понятия «гражданское общество», однако у гражданского общества гораздо больше черт и особенностей — давайте запишем.
Черты гражданского общества
Исключает управление со стороны государства.
Призвано решать потребности и интересы людей.
Состоит из общественных организаций, союзов, ассоциаций, объединений — институтов гражданского общества.
Действует по собственной инициативе.
Предполагает горизонтальные связи.
Самостоятельно решает свои вопросы.
Занимает промежуточное положение между человеком и государством.
Вопрос классу
Можем ли мы сказать, что гражданское общество — это все граждане страны?
Нет, понятие «гражданское общество» включает в себя только объединения активных граждан, которые самостоятельно и независимо от государства организуют различные аспекты своей и общественной жизни. Такие объединения называют институтами гражданского общества, рассмотрим основные из них:
Общественные организации (Байкальская экологическая волна).
Союзы, профсоюзы (Профсоюз учителей РФ, Союз художников РФ).
Ассоциации (Ассоциация предпринимателей России).
Благотворительные фонды («Подари жизнь», «Протяни руку»).
Клубы по интересам (Клуб шахматистов Центрального района, Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»).
Независимые СМИ (РБК, Фонтанка).
Потребительские кооперативы (дачный кооператив).
Общественные движения (молодежные, феминистские, экологические).
Коммуны, органы местного самоуправления (местный совет депутатов).
Церковь.
Семья.
А теперь давайте приведем примеры деятельности каждого из этих институтов.
Хорошо, обобщая информацию из ваших примеров, мы можем сформулировать, какую роль гражданское общество играет в стране.
Функции гражданского общества
Удовлетворение потребностей гражданина и общества.
Защита интересов и прав граждан.
Контроль за деятельностью государства, недопущение произвола с его стороны.
Вопрос классу
Как вы думаете, гражданское общество есть везде, в любом государстве?
Конечно, не в любом, рассмотрим, в каких же странах возможно существование гражданского общества?
Предпосылки формирования гражданского общества
Демократия.
Правовое государство, гарантия прав и свобод.
Рыночная экономика, свобода частной собственности.
Свободные СМИ.
Развитая политическая культура граждан.
Задание классу
Попробуем установить причинно-следственные связи и объяснить, почему именно эти условия необходимы для формирования гражданского общества.
Возможные ответы класса:
Развитая политическая культура является основой активной гражданской позиции, которая, в свою очередь, служит стимулом для объединения и самостоятельной активной деятельности граждан по защите своих интересов.
Свободные СМИ позволяют формировать общественное мнение, служат средством коммуникации между гражданами и могут мобилизовать граждан на объединение и активные гражданские действия.
Только при наличии частной собственности у граждан и их объединений будут средства для самостоятельной и независимой от государства деятельности по удовлетворению своих потребностей.
Правовое государство
Признаки правового государства:
Верховенство права (закона).
Гарантии прав и свобод граждан.
Разделение властей.
Взаимная ответственность гражданина и государства.
Задание на межпредметные связи.
А сейчас нам необходимо вспомнить теорию из курса права, а именно:
Что такое гражданское право? (одна из отраслей права)
Какие отношения регулирует гражданское право? (регулирует имущественные правоотношения и личные неимущественные, связанные с имущественными)
И, наконец, каковы принципы гражданских правоотношений? (свобода договора, равенство сторон, неприкосновенность собственности и др.)
Хорошо, теперь, когда мы вспомнили, что такое гражданское право, попробуем ответить на следующий вопрос:
Задание классу
Приведите три аргумента в обоснование мнения, что механизм гражданско-правового регулирования лучше всего реализуется в условиях правового государства.
Возможные ответы класса:
Верховенство закона обеспечивает защиту гражданских прав, в том числе и неприкосновенность частной собственности, а это является одним из важных принципов гражданско-правовых отношений.
Только при наличии взаимной ответственности государства и личности может существовать равенство сторон в гражданско-правовых отношениях.
Гарантии прав и свобод, действующие в правовом государстве, обеспечивают в том числе и свободу договора, что является важным принципом гражданского права.
Предпосылки возникновения правового государства
Развитая правовая культура граждан.
Демократия.
Рыночная экономика и частная собственность.
Задание классу
Давайте попробуем доказать, что эти пункты являются предпосылками гражданского общества, и приведем по три аргумента в обоснование следующих позиций.
Работаем по вариантам:
1-й вариант. Демократия является обязательным условием существования правового государства.
Возможные ответы класса:
Демократия предполагает разделение властей, при котором невозможен произвол какого-либо человека, государственного органа или группы лиц, т.к. ветви власти взаимно контролируют и уравновешивают друг друга, обеспечивая соблюдение закона различными государственными органами.
Демократический режим предполагает гарантию прав и свобод человека, т. е. реальную защиту граждан законом, независимо от объема власти и социального положения.
Демократия предполагает участие граждан в управлении страной, свободу объединений, мнений и средств массовой информации, а в таких условиях граждане могут защищать свои права и объединяться для их защиты, поддерживая тем самым правовое государство.
2-й вариант. Правовое государство существует только в той стране, где высокая доля образованного населения, обладающего развитой правовой культурой.
Возможные ответы класса:
Правовая культура предполагает знание конституции страны и основ законодательства, а эти знания позволяют гражданам вступать в общественные отношения и совершать различные действия в рамках закона, опираясь на закон, что обеспечивает его функционирование.
Правовая культура включает в себя не только знание законов, но и уважение к ним, ценность правомерного поведения, и только при таком отношении граждан к закону он будет соблюдаться.
Правовая культура предполагает понимание гражданином возможностей и механизмов защиты своих прав, а их использование обеспечивает контроль за соблюдением закона, поддержание законности и правопорядка.
Обоснование последней предпосылки вам пойдет на домашнее задание.
И, наконец, нам необходимо подвести итоги занятия и вспомнить все, что мы сегодня узнали и чему научились.
Вопрос классу
Итак, первое: что узнали?
Второе: чему научились?
Возможно, кто-то еще хочет высказаться, поделиться впечатлением, дать обратную связь? Или, возможно, у кого-то остались еще вопросы?
Если вопросов больше нет, записываем домашнее задание.
4. Домашнее задание
Повторить изученный материал и привести три обоснования следующей позиции: «Развитое гражданское общество может существовать только в условиях правового государства».
Приведите одно обоснование того, что правовое государство существует только в условиях рыночной экономики.