Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Гражданское общество: как научить подростков понимать свою роль в социуме | Русских Ольга Витальевна. Работа №348841

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается концепция гражданского общества и ее значение для формирования у подростков понимания своей роли в социуме. Обсуждаются различные методы и подходы, которые учителя обществознания могут использовать для развития у учеников гражданской позиции и социальной ответственности. Примеры практических заданий и проектов демонстрируют, как можно вовлечь подростков в обсуждение социальных вопросов, что способствует их активной позиции и пониманию важности участия в жизни общества.

Ключевые слова: гражданское общество, подростки, роль в социуме, социальная ответственность, активное гражданство.

Гражданское общество: как научить подростков понимать свою роль в социуме

 

Русских Ольга Витальевна, учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г.о. «Александровск-Сахалинского района»

 

Аннотация. В статье рассматривается концепция гражданского общества и ее значение для формирования у подростков понимания своей роли в социуме. Обсуждаются различные методы и подходы, которые учителя обществознания могут использовать для развития у учеников гражданской позиции и социальной ответственности. Примеры практических заданий и проектов демонстрируют, как можно вовлечь подростков в обсуждение социальных вопросов, что способствует их активной позиции и пониманию важности участия в жизни общества.

Ключевые слова: гражданское общество, подростки, роль в социуме, социальная ответственность, активное гражданство.

 

Гражданское общество представляет собой важную составляющую демократического общества, в котором граждане не только защищают свои права, но и активно участвуют в жизни сообщества. Важной задачей современного образования, в частности уроков обществознания, является формирование у подростков понимания своей роли в социуме и осознание важности гражданской активности. Подростковый возраст является критическим периодом, когда молодые люди начинают формировать свои убеждения и ценности, а значит, именно в этот момент необходимо заложить основы гражданской ответственности и участия в общественной жизни.

Учителя обществознания могут начать с объяснения концепции гражданского общества, акцентируя внимание на его функциях и значении для демократического развития. Уроки могут быть построены вокруг таких вопросов, как: «Что такое гражданское общество?» или «Почему важно быть активным гражданином?». Это создаст основу для дальнейших обсуждений и анализа. При этом важно задействовать различные методы обучения, которые помогут подросткам не только усвоить теоретические знания, но и применить их на практике.

Одним из эффективных способов вовлечения подростков является проектная деятельность. Например, можно организовать проект, посвященный вопросам экологии или социальным проблемам в местном сообществе. Ученики могут провести исследование о состоянии окружающей среды в своем районе, выявить проблемы и предложить решения. Такой подход не только способствует развитию исследовательских навыков, но и помогает детям осознать, что они могут влиять на изменения в своем окружении. Это укрепляет их уверенность в себе и способствует развитию активной гражданской позиции.

Еще одним важным элементом является работа с реальными примерами гражданской активности. Учителя могут использовать СМИ, социальные сети и другие ресурсы для анализа текущих событий, связанных с деятельностью гражданских организаций и инициатив. Например, обсуждение новостей о волонтерских движениях, акциях протеста или социальных проектах позволяет подросткам увидеть, как обычные люди могут оказывать влияние на общественные процессы. Также можно пригласить представителей НПО или активистов, которые расскажут о своей деятельности и вовлечении в гражданское общество. Это создает возможность для прямого общения и обмена опытом, что является ценным для учеников.

Важным аспектом формирования гражданской ответственности является и развитие критического мышления. Учителя должны поощрять обсуждения и дебаты на актуальные темы, позволяя подросткам высказывать свои мнения и аргументировать свою позицию. Темы для обсуждения могут быть разнообразными: от прав человека и свободы слова до социальных неравенств и роли молодежи в обществе. Участие в дебатах помогает развивать навыки аргументации, умение слушать и уважать мнение другого человека, что является важным для гражданского взаимодействия.

Чтобы подростки могли лучше понять свою роль в социуме, необходимо также развивать у них навыки работы в команде. Групповые задания, направленные на решение социальных проблем, помогут детям научиться сотрудничать и делиться ответственностью. Например, можно создать группу, которая разработает план по улучшению школьного сообщества или организует благотворительную акцию. Это не только дает возможность практиковать навыки лидерства и организации, но и демонстрирует, как совместные усилия могут привести к позитивным изменениям.

Кроме того, полезно создавать возможности для добровольной работы и участия в местных инициативах. Учителя могут организовывать походы в местные волонтерские организации или инициативы, где подростки смогут проявить свою активность и узнать о возможностях, которые предоставляет гражданское общество. Это не только расширяет кругозор учеников, но и помогает им увидеть, как их действия могут оказать реальное воздействие на общество.

Использование современных технологий и социальных медиа также может быть полезным для формирования гражданской активности среди подростков. Учителя могут предложить ученикам создать блоги, видеоролики или страницы в социальных сетях, посвященные важным вопросам гражданского общества. Это дает возможность не только развивать навыки медиаграмотности, но и позволяет молодым людям находить единомышленников и распространять свои идеи.

Таким образом, задача учителей обществознания заключается в том, чтобы создать такую образовательную среду, которая будет стимулировать интерес подростков к гражданской активности и пониманию своей роли в социуме. Через проектную деятельность, обсуждение актуальных тем, развитие критического мышления и практическое вовлечение в общественные процессы учителя могут помочь молодым людям стать активными и ответственными гражданами. Формирование гражданской позиции и понимание важности участия в жизни общества — это не только образовательная задача, но и вклад в будущее демократического и устойчивого общества.

 

 

Список литературы

Ашмарина

М.И., Басов В.О. Преимущество использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

2024. №5-2 (92). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestvo-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-obschestvoznaniya

Гаврильчук

Н.С. Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания // Интерактивная наука.

2022. №2 (67). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-globalnyh-kompetentsiy-kak-odnogo-iz-napravleniy-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-na-ur

o

kah

Михайлова А.С. Развитие критического мышления при изучении обществознания в школе // Скиф. 2023.

№4 (80). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-pri-izuchenii-obschestvoznaniya-v-shkole

Рюшина

С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика // Инновационная наука.

2019. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-na-urokah-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnosti-uchenika

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×