Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Гражданское воспитание в рамках преподавания обществознания | Шляхова Наталья Александровна. Работа №347352

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается гражданское воспитание как важный аспект преподавания обществознания в современной школе. Показаны цели, задачи и методы, с помощью которых учитель обществознания может содействовать развитию гражданской активности и ответственности у школьников. Описаны примеры уроков, посвященных гражданским ценностям, и их роль в формировании правосознания, патриотизма и социально ответственного поведения.

Ключевые слова: гражданское воспитание, обществознание, гражданская активность, ответственность, патриотизм, правосознание, социальная ответственность.

Гражданское воспитание в рамках преподавания обществознания

 

Шляхова Наталья Александровна, учитель истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 7, ст. Шапсугская

 

Аннотация. В статье рассматривается гражданское воспитание как важный аспект преподавания обществознания в современной школе. Показаны цели, задачи и методы, с помощью которых учитель обществознания может содействовать развитию гражданской активности и ответственности у школьников. Описаны примеры уроков, посвященных гражданским ценностям, и их роль в формировании правосознания, патриотизма и социально ответственного поведения.

Ключевые слова: гражданское воспитание, обществознание, гражданская активность, ответственность, патриотизм, правосознание, социальная ответственность.

 

Гражданское воспитание — одна из важнейших задач современного образования. Оно направлено на формирование у школьников ценностей и качеств, необходимых для активного участия в жизни общества. В рамках преподавания обществознания это направление находит свое особое отражение, так как данный предмет непосредственно связан с изучением общественных процессов, правовых и политических основ государства, норм социального поведения. Именно через уроки обществознания учащиеся получают первые представления о том, что значит быть гражданином своей страны, какими правами и обязанностями они обладают, и как их участие в общественной жизни может повлиять на развитие общества.

Одной из ключевых задач гражданского воспитания является развитие у школьников осознанного отношения к своим гражданским правам и обязанностям. Для этого учитель обществознания должен не только знакомить учеников с основами законодательства, но и способствовать формированию у них ценностей, таких как уважение к правам человека, чувство ответственности перед обществом, стремление к справедливости. Например, при изучении темы «Конституция и права человека» учитель может предложить учащимся обсудить, какие права и свободы граждан они считают наиболее важными, привести примеры из жизни, когда эти права нарушались, и обсудить, как государство и граждане могут защищать свои права.

Методы гражданского воспитания могут быть разнообразными. Одним из эффективных способов является использование проблемных ситуаций и кейсов на уроках. Так, в рамках темы «Избирательное право» учащимся можно предложить смоделировать выборный процесс, где каждый ученик получит роль: избиратель, кандидат, представитель избирательной комиссии и т.д. Это позволит не только познакомить учеников с механизмами выборов, но и на практике показать, как важно участие каждого гражданина в этом процессе. Через такие упражнения ученики начинают осознавать значимость своей гражданской позиции и понимают, что участие в выборах — это не просто право, а ответственность перед обществом.

Еще одним важным аспектом гражданского воспитания является формирование правосознания. Правосознание подразумевает осознание значимости законов и правил, регулирующих общественную жизнь, и готовность следовать им. В рамках уроков обществознания учитель может проводить дискуссии о том, как соблюдение законов влияет на безопасность и благополучие граждан. Например, можно рассмотреть такие вопросы, как «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?» или «Почему важно следовать нормам поведения в общественных местах?». Это поможет учащимся увидеть, что законы — это не просто формальные ограничения, а инструменты, помогающие организовать жизнь общества так, чтобы обеспечить каждому гражданину комфортные условия для жизни и работы.

Патриотическое воспитание также является неотъемлемой частью гражданского воспитания. Важно, чтобы у школьников формировалось чувство любви и гордости за свою Родину, уважение к ее истории, традициям и достижениям. На уроках обществознания можно уделить внимание изучению значимых исторических событий, которые сформировали наше общество, например, обсудить роль Великой Отечественной войны в становлении патриотизма в России. В ходе таких обсуждений учащиеся не только знакомятся с историческими фактами, но и учатся осознавать важность сохранения культурного и исторического наследия страны.

Одним из примеров эффективной работы по патриотическому воспитанию может быть проектная деятельность учащихся. Например, учитель может предложить школьникам подготовить проекты на тему «Гражданин моей страны», где каждый ученик расскажет о том, каким он видит свою роль в жизни общества и какие качества считает необходимыми для хорошего гражданина. Это может включать как рассуждения на темы гражданской активности и прав, так и личные примеры участия в жизни общества, такие как волонтерская работа или участие в социальных инициативах.

Социальная ответственность — еще один важный элемент гражданского воспитания. Учитель обществознания может стимулировать развитие у школьников осознания своей роли в обществе через обсуждение таких тем, как помощь ближним, участие в благотворительных акциях, забота о природе и окружающей среде. На уроках можно рассматривать примеры известных общественных деятелей или организаций, которые своими действиями показывают пример социальной ответственности. Такие обсуждения могут побудить школьников задуматься о том, как они могут внести свой вклад в общественное благо, будь то помощь пожилым людям или участие в экологических акциях.

Преподавание обществознания должно быть направлено на то, чтобы учащиеся не только получали знания об обществе, но и формировали активную гражданскую позицию, развивали навыки участия в общественной жизни и учились осознавать важность своего вклада в развитие общества. Для этого учитель должен использовать различные методические приемы, включая дискуссии, ролевые игры, проектные задания и исследовательскую деятельность. Каждый урок может стать возможностью для формирования гражданской идентичности учащихся, осознания ими своих прав и обязанностей, а также развития ценностей, необходимых для жизни в современном демократическом обществе.

Таким образом, гражданское воспитание является важным элементом преподавания обществознания и играет ключевую роль в подготовке школьников к жизни в современном обществе. Учитель, используя различные педагогические методы и подходы, может способствовать формированию у учеников активной гражданской позиции, ответственности и патриотизма. Важно, чтобы каждый урок обществознания не только передавал знания, но и воспитывал в учащихся чувство принадлежности к обществу и осознание их роли в его развитии.

 

 

Список литературы

Курмашева

А.Р.

Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования».

2024. №1 (21).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-voprosov-prava-v-shkolnom-kurse-obschestvoznaniya

Никонова

А.В.

Развитие гражданской позиции учащихся общеобразовательных учреждений в процессе изучения обществознания // Педагогическое образование в России.

2015.

№10. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-grazhdanskoy-pozitsii-uchaschihsya-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v-protsesse-izucheniya-obschestvoznaniya

Пастухова Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи // Ценности и смыслы.

2018. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-praktiki-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti-molodezhi

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×