Грамматический строй речи у дошкольников и его формировании в онтогенезе | Белых Анастасия Валериевна. Работа №343546
Аннотация. Статья посвящена исследованию грамматического строя речи у дошкольников и его динамики в процессе онтогенеза. Грамматический строй речи представляет собой совокупность правил и структур, формирующих основу для дальнейшего речевого общения. Рассматривается влияние различных факторов на формирование грамматических навыков у детей, включая возрастные особенности, социально-культурную среду и индивидуальные различия. Также обсуждаются методы и подходы к развитию грамматического строя речи в образовательном процессе. Особое внимание уделяется роли педагога в этом процессе и практическим рекомендациям для эффективной работы с детьми.
Ключевые слова: грамматический строй речи, дошкольники, онтогенез, развитие речи, педагогические технологии, индивидуальные особенности.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Белых Анастасия Валериевна, учитель-логопед
ГКДОУ "Детский Сад № 75 "Голубок" Г.О. Горловка" ДНР
Аннотация. Статья посвящена исследованию грамматического строя речи у дошкольников и его динамики в процессе онтогенеза. Грамматический строй речи представляет собой совокупность правил и структур, формирующих основу для дальнейшего речевого общения. Рассматривается влияние различных факторов на формирование грамматических навыков у детей, включая возрастные особенности, социально-культурную среду и индивидуальные различия. Также обсуждаются методы и подходы к развитию грамматического строя речи в образовательном процессе. Особое внимание уделяется роли педагога в этом процессе и практическим рекомендациям для эффективной работы с детьми.
Ключевые слова: грамматический строй речи, дошкольники, онтогенез, развитие речи, педагогические технологии, индивидуальные особенности.
Грамматический строй речи — это ключевой аспект, определяющий качественное общение и полноценное восприятие языка. В дошкольном возрасте формируются основные элементы языковой системы, которые будут использованы в дальнейшем для успешного обучения и социальной адаптации. Онтогенез, или развитие индивида, включает в себя множество стадий, каждая из которых характеризуется определёнными достижениями в области речевого развития.
Именно в дошкольном возрасте дети становятся активными участниками речевой коммуникации. Овладение грамматическими структурами в этот период является условиями для успешного освоения языка в целом и выступает основой для формальной учебы в школе.
Периоды формирования грамматического строя речи.
Ранняя стадия (0-1 год). На этом этапе малыш активно воспринимает звуки и интонации речи взрослых. Грубые формы общения (мимика, жесты и интонация) служат основой для первого восприятия языка. Однако в этом периоде отсутствует осознанное использование грамматических структур.
Вторая стадия (1-3 года). В этом возрасте дети начинают активно использовать словесные единицы, хотя их речь может быть ещё фрагментарной и не всегда грамматически правильной. Они начинают подражать взрослым, что способствует формированию первых элементарных грамматических конструкций. Важно отметить, что развитие речи на этом этапе зависит от окружающей среды, в которой растёт ребёнок.
Третья стадия (3-6 лет). Доходя до дошкольного возраста, дети начинают осваивать более сложные грамматические конструкции. Формируются навыки связывания слов в предложения, включая использование местоимений, согласование по родам и числам. В этом периоде важно играть, а также проводить специальные речевые тренировки для детей, что способствует закреплению изученного материала.
Каждый ребёнок уникален и развивается в своём темпе. Наследственность, особенности личностного развития и умение адаптироваться к окружающему миру играют важную роль в процессе формирования грамматического строя речи.
Социальное окружение, уровень образованности родителей, наличие необходимых речевых моделей и общения с равными по возрасту детьми также влияет на развитие речевых навыков. Дети, общающиеся в многоязычной среде, могут сталкиваться с определёнными трудностями в графической части написания и использовании грамматических структур.
Игра — это естественный способ, через который дети осваивают новые знания и навыки. Использование сюжетно-ролевых игр, настольных игр с элементами взаимодействия способствует не только развитию грамматического строя, но и социальной адаптации детей.
Чтение книг и возможность рассказывать истории являются мощными инструментами, позволяющими развивать грамматические навыки. Обсуждение прочитанного с детьми стимулирует их на использование новых слов и структур.
Физические упражнения, направленные на улучшение артикуляции и дыхания, напрямую влияют на качество речи. Упражнения могут включать в себя произношение сложных слов, повторение скороговорок и музыкальные игры, которые развивают слух и ритм.
Педагог играет ключевую роль в процессе развития грамматического строя речи у дошкольников. Он является не только источником знаний, но и образцом для подражания. Важно, чтобы педагог создавал позитивную атмосферу на занятиях, поощрял детскую инициативу и активное участие.
Также, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, педагог должен разрабатывать персонализированные подходы, которые позволят каждому ребенку реализовать свои способности в развитии грамматического строя.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников — это многоуровневый и многогранный процесс, требующий внимания не только специалистов в области развития речи, но и родителей, и всего социального окружения. Успех в этом направлении зависит от совместных усилий, профессионализма педагогов и поддерживающей среды. Создание условий для активного речевого общения и внедрение современных методов обучения помогут детям освоить грамматические конструкции и подготовиться к успешному социальному взаимодействию и учебе в будущем.
Список литературы
Гимадиева, К. А. Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. А. Гимадиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 149-151.
Рудакова, Н. П. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. П. Рудакова, Д. Т. Авдоян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 433-435.
Хуснутдинова, Г. С. Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе / Г. С. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 246-247.