Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Грамотность и культура речи как основа профессиональной успешности студента | Чунчурова Раиса Хамзатовна. Работа №351135

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается важность грамотности и культуры речи для профессиональной успешности студентов. Подчеркивается роль речи как средства общения в профессиональной деятельности, а также влияние правильного и точного использования языка на карьерный рост и личную репутацию специалиста. Статья включает практические рекомендации для преподавателей, направленные на улучшение речевых навыков студентов, а также примеры упражнений для развития грамотности и культуры речи.

Ключевые слова: грамотность, культура речи, профессиональная успешность, язык общения, навыки письменной речи, устная речь, коммуникативные способности, педагогические практики.

Грамотность и культура речи как основа профессиональной успешности студента

 

Чунчурова Раиса Хамзатовна,
преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ножай-Юртовский государственный техникум»,

Чеченская Республика, с. Ножай-Юрт

 

Аннотация. В статье рассматривается важность грамотности и культуры речи для профессиональной успешности студентов. Подчеркивается роль речи как средства общения в профессиональной деятельности, а также влияние правильного и точного использования языка на карьерный рост и личную репутацию специалиста. Статья включает практические рекомендации для преподавателей, направленные на улучшение речевых навыков студентов, а также примеры упражнений для развития грамотности и культуры речи.

Ключевые слова: грамотность, культура речи, профессиональная успешность, язык общения, навыки письменной речи, устная речь, коммуникативные способности, педагогические практики.

 

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования, и для студентов грамотность и культура речи становятся неотъемлемыми составляющими их успеха в профессиональной сфере. Студенты, обладающие грамотной речью, не только становятся более уверенными в себе, но и обретают ключевые навыки для успешного общения, что играет важнейшую роль в их будущей профессиональной деятельности. Правильное и грамотное использование языка способствует не только качественной межличностной коммуникации, но и повышению авторитета специалиста в глазах коллег и руководства.

Грамотность является основой любого профессионального общения. Составляющие грамотности — орфография, пунктуация, лексика и стиль — позволяют человеку ясно и точно излагать свои мысли. Важно понимать, что даже в самых технических и прикладных профессиях грамотность имеет большое значение, поскольку зачастую успех специалиста зависит от того, как он способен передать информацию другим: будь то руководство, коллеги или клиенты. Например, при составлении отчётов, писем, инструкций грамотное использование языка помогает избежать недоразумений, улучшает восприятие информации и способствует более эффективному сотрудничеству.

Особое внимание следует уделить письменной грамотности студентов. Важно, чтобы они не только избегали ошибок в написании слов, но и умели строить связные и логичные тексты. Для этого преподаватели могут использовать различные упражнения, направленные на развитие навыков написания деловых писем, отчётов, заявлений и других документов, которые могут понадобиться в их будущей профессиональной деятельности. Например, задания, в которых студенты должны написать письмо руководителю с изложением проблемы и предложением решения, учат их ясно и грамотно выражать свои мысли на бумаге. Подобные практики способствуют не только развитию навыков письменной речи, но и учат придерживаться делового стиля общения.

Устная речь также играет важную роль в профессиональной успешности студентов. Культура устной речи включает в себя правильное произношение, интонацию, точность выражений, а также умение вести беседу, убедительно излагать свои мысли и аргументировать свою позицию. В различных профессиональных ситуациях важно быть способным правильно, логично и доступно донести информацию, будь то в общении с коллегами, руководством или клиентами. Например, студенты, обучающиеся по специальностям, связанным с обслуживанием клиентов, должны быть в состоянии четко и грамотно объяснить детали работы, консультировать по вопросам и обеспечивать эффективное взаимодействие.

Для развития устной речи можно использовать различные методики и практики. Например, ролевые игры, в которых студенты выполняют различные роли, помогают улучшить их коммуникативные навыки. Они учат их не только правильно говорить, но и быть внимательными к невербальным аспектам общения, таким как жесты, мимика, паузы. Ролевые игры могут включать в себя ситуации, связанные с профессиональной деятельностью: переговоры с клиентами, деловые беседы с коллегами, разрешение конфликтных ситуаций. В таких играх студенты учат применять речь в реальных ситуациях, что развивает не только их способность общаться, но и уверенность в себе.

Одним из важнейших аспектов культуры речи является умение вести разговор в соответствии с контекстом. Это означает, что студент должен уметь выбирать нужный стиль и тон общения в зависимости от ситуации. Например, для делового общения важно избегать разговорной речи, сокращений и сленга, а в личных разговорах или неформальной обстановке такие элементы допустимы. Преподаватели могут проводить специальные занятия по изучению стилей речи, где студенты на примерах учат различать формальные и неформальные ситуации, а также разрабатывают умение быстро адаптировать речь под конкретные условия.

Кроме того, культура речи включает в себя и такие важные навыки, как внимание к слушателю, умение задавать вопросы, вступать в диалог, а также проявлять интерес и уважение к собеседнику. Студенты, которые умеют вежливо и грамотно общаться, гораздо успешнее строят профессиональные отношения, легче решают рабочие вопросы и имеют больше возможностей для карьерного роста. В этом контексте можно предложить такие упражнения, как составление и разбор вопросов, использование конструкций вежливости, а также тренировки на ведение эффективных переговоров.

Также стоит отметить важность навыков аргументации и логического изложения мыслей. Умение логично и убедительно строить речь необходимо в профессиональной деятельности для того, чтобы донести до собеседника свою точку зрения. Для этого преподаватели могут предложить студентам задания на написание аргументированных эссе, участие в дебатах или дискуссиях. Это помогает развить способность ясно выражать свои мысли, поддерживать свою точку зрения и отстаивать её в ходе диалога. Такие навыки необходимы в любой профессии, так как позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми и находить оптимальные решения.

Таким образом, обучение грамотности и культуре речи в СПО играет важную роль в подготовке студентов к успешной профессиональной деятельности. Качественная речевая подготовка способствует не только развитию необходимых компетенций для работы, но и помогает формировать личные качества, такие как уверенность в себе, умение работать в команде и решать конфликтные ситуации. Важно, чтобы преподаватели использовали различные методы и приемы, направленные на развитие речевых навыков, так как грамотная и культурная речь является неотъемлемой частью профессиональной успешности студентов, создавая для них базу для дальнейшего карьерного роста.

 

 

Список литературы

Каргапольцева С. И. Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности / С. И. Каргапольцева. —

Текст :

непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 58-59. — URL:

https://moluch.ru/th/4/archive/88/3230/

Косякова Я. С. Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу о грамотности современной молодежи / Я. С. Косякова, Анастасия

Мазовка

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. —

2017. — № 22.1 (156.1). — С. 16-18. — URL:

https://moluch.ru/archive/156/44307/

Левшин

Е. О. Речь и культура общения / Е. О. Левшин. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 50-52. — URL:

https://moluch.ru/archive/117/32402/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×