Групповая и парная работа на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС | Вобликова Ирина Леонидовна. Работа №350144
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к организации групповой и парной работы на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Обосновывается значимость таких форм обучения для достижения образовательных целей, формирования коммуникативных навыков и развития личностных качеств учащихся. Особое внимание уделено роли учителя в создании условий для продуктивного взаимодействия учеников, а также различным способам организации совместной работы, которые способствуют повышению интереса к изучению языка и активному включению школьников в образовательный процесс.
Ключевые слова: групповая работа, парная работа, английский язык, ФГОС, начальная школа, коммуникативные навыки, взаимодействие, развитие личности, организация учебного процесса.
ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Вобликова Ирина Леонидовна, учитель английского языка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»,
с. Новоалександровка
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к организации групповой и парной работы на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Обосновывается значимость таких форм обучения для достижения образовательных целей, формирования коммуникативных навыков и развития личностных качеств учащихся. Особое внимание уделено роли учителя в создании условий для продуктивного взаимодействия учеников, а также различным способам организации совместной работы, которые способствуют повышению интереса к изучению языка и активному включению школьников в образовательный процесс.
Ключевые слова: групповая работа, парная работа, английский язык, ФГОС, начальная школа, коммуникативные навыки, взаимодействие, развитие личности, организация учебного процесса.
Одной из важнейших задач современного образовательного процесса является формирование у учащихся компетенций, необходимых для успешного взаимодействия в социальной и профессиональной жизни. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обучение должно способствовать развитию личности ученика, его социальной активности, самостоятельности и коммуникативных навыков. На уроках английского языка особую роль в достижении этих целей играют методы групповой и парной работы, которые не только позволяют эффективно изучать язык, но и способствуют личностному росту и социализации школьников.
Групповая и парная работа на уроках английского языка позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый учащийся был активным участником общения. В условиях совместной деятельности дети развивают навыки речевой активности, приобретают умения слушать и реагировать на реплики других, что необходимо для формирования коммуникативной компетенции. Парная и групповая работа помогает преодолеть стеснительность и страх перед ошибками, поскольку атмосфера внутри группы или пары более располагающая и поддерживающая, чем при фронтальной работе с учителем. Таким образом, такие формы работы оказываются эффективным инструментом для активного освоения английского языка, особенно на начальном этапе.
Использование парной работы на уроках английского языка соответствует принципу индивидуализации обучения, так как позволяет учителю учитывать уровень подготовки и особенности каждого ученика. При парной работе дети учатся поддерживать друг друга, давать обратную связь, исправлять ошибки. Это помогает школьникам лучше понимать и запоминать изучаемый материал, так как они активно его обсуждают и применяют на практике. Например, упражнения на разыгрывание диалогов, интервью и ролевые игры в паре способствуют развитию навыков устной речи и слушания, помогают ученикам усваивать речевые структуры, что содействует формированию у них уверенности в своих знаниях.
Групповая работа, в свою очередь, способствует развитию у учащихся умения работать в коллективе, делиться идеями и приходить к общему решению. Для успешного проведения такой работы необходимо тщательно продумать задания и сформировать группы, учитывая уровень знаний учащихся и их личностные особенности. Учитель может организовать группы таким образом, чтобы более сильные ученики могли оказывать поддержку тем, кто испытывает трудности, что создаёт условия для взаимообучения. Этот метод также позволяет детям почувствовать свою значимость, помогает осознать, что вклад каждого важен для достижения общего результата.
Применение парной и групповой работы на уроках английского языка открывает перед учителем возможность разнообразить формы учебной деятельности, что повышает интерес к предмету и способствует развитию мотивированного отношения к учебе. Одним из эффективных приёмов является использование творческих заданий, таких как проектные работы, совместное составление рассказов или создание постеров на заданную тему. Такие задания позволяют детям использовать знания английского языка для достижения реальных целей, что способствует их более глубокому усвоению. При выполнении таких заданий школьники получают возможность раскрыть свои творческие способности, развивают навыки поиска информации и критического мышления.
При проведении групповой и парной работы учитель также должен учитывать психологические и возрастные особенности учащихся. Младшие школьники нуждаются в большем количестве визуальных материалов и простых заданий, которые не требуют длительного обсуждения. Старшим ученикам можно предложить более сложные задачи, требующие анализа и обсуждения, что поможет им развивать не только языковые навыки, но и аналитические способности. Учитель, задавая тему для обсуждения или предлагая ситуацию для ролевой игры, должен заранее продумать возможные трудности и обеспечить учащихся всей необходимой лексикой и выражениями.
Эффективность групповой и парной работы зависит от умения учителя направлять и поддерживать учебную активность учеников, создавая условия для плодотворного взаимодействия. Учителю важно не только контролировать ход выполнения заданий, но и стимулировать учеников к самостоятельному решению задач. В этом процессе возрастает значимость роли учителя как фасилитатора, который создает условия для активного общения и стимулирует детей к самовыражению на английском языке. Поддерживающая роль учителя, внимательное отношение к каждому учащемуся помогают создать доверительную атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и не боятся допустить ошибку.
Групповая и парная работа также способствует развитию у школьников навыков самооценки и рефлексии. По завершении задания учитель может организовать обсуждение результатов, где каждый ученик может оценить свой вклад и вклад своих товарищей. Это помогает учащимся лучше понимать свои сильные стороны и зоны для развития, учит объективно оценивать свои успехи и принимать ошибки как естественную часть учебного процесса. Развитие навыков самооценки особенно важно в начальной школе, так как закладывает основы для формирования ответственности и мотивации к учебе.
Таким образом, групповая и парная работа на уроках английского языка позволяет эффективно достигать образовательных целей, соответствующих требованиям ФГОС. Эти формы работы помогают не только улучшить качество знаний, но и развивают у детей важные социальные и личностные качества, необходимые для их дальнейшего успешного обучения и адаптации в обществе. Учитель, грамотно организующий учебный процесс, использует парную и групповую работу как средство активизации речевой деятельности учащихся, способствуя формированию коммуникативных навыков и мотивации к изучению иностранного языка.
Список литературы
1. Малявина С. В. Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament / С. В. Малявина, В. В. Шестаков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 172-174.
2. Сидорова М. В. Урок английского языка в рамках реализации ФГОС / М. В. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 186-189.