«Групповые упражнения ка средство УУД» | Аргуткина Марина Ивановна . Работа №305560
— Вовсе не случайно в качестве эпиграфа мастер класса я выбрала именно этот фрагмент из фильма « Движение вверх». Ведь здесь представлен удивительный процесс – формирование из отдельных замечательных баскетболистов команды.
— А что такое команда? Правильно, это группа единомышленников, объединенных единой целью. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. А значит победа!
— Но только ли в спорте и на уроках физкультуры нам необходимо уметь сплотить группу, команду?
— Конечно же, нет!!! Стандарты 2-го поколения ставят перед учителем важнейшую задачу – сформировать у ребят универсальные учебные действия (так называемые, УУД). В том числе коммуникативные.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Холстовская средняя школа
Павловского района Ульяновской области
МАСТЕР –КЛАСС
на тему : «Групповые упражнения
как средство формирования коммуникативных универсальных
учебных действий»
2019год
— Здравствуйте! Я – учитель физической культуры, я без привычного спортивного костюма и спортивного инвентаря. И сегодня мой мастер-класс будет не в спортивном зале.
(Слайд №2) Внимание на экран!
— Вовсе не случайно в качестве эпиграфа мастер класса я выбрала именно этот фрагмент из фильма « Движение вверх». Ведь здесь представлен удивительный процесс – формирование из отдельных замечательных баскетболистов команды.
— А что такое команда? Правильно, это группа единомышленников, объединенных единой целью. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. А значит победа!
— Но только ли в спорте и на уроках физкультуры нам необходимо уметь сплотить группу, команду?
— Конечно же, нет!!! Стандарты 2-го поколения ставят перед учителем важнейшую задачу – сформировать у ребят универсальные учебные действия (так называемые, УУД). В том числе коммуникативные.
(Слайд №3) — А что такое коммуникативные УУД на уроке физкультуры? Правильно, это взаимодействие, ориентация на партнера, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища. Это особенно важно, если на уроке предстоит серьезная групповая работа.
— Поэтому из своей методической копилки я выбрал именно те упражнения, которые помогают развить у наших учеников навыки коммуникации, взаимодействия в группе, в учебной команде.
(Слайд №4) (Слайд с темой мастер-класса).
— Итак, свой мастер-класс я посвящаю развитию коммуникативных учебных действий: «Групповые упражнения (в данном случае –баскетбол) как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий». Наша цель – научиться сплочению группы и настроиться на групповую работу.
— Я приглашаю на сцену 6 добровольцев (так называемых учеников).
— Начинаем с разминки.
1.Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
Обсуждение:
Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
2.Упражнение «Мяч»
Цель: Упражнение учит координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями (если в паре, группе никто не берет на себя руководящую роль – она проигрывает).
Описание упражнения:
Участники разбиваются на пары . Каждой паре понадобится баскетбольный мяч.
Бег с одним мячом в паре, нужно зажать мяч между собой без помощи рук на скорость.
Обсуждение:
Какие качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения?
Что способствовало его выполнению, а что, наоборот, препятствовало?
Ещё одно упражнение, которое тренирует умение действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Одновременно хорошо укрепляет мышцы пальцев и рук.
3.Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Ход упражнения: Участники стоят в тесном кругу, им дается баскетбольный мяч и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
4.Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в шеренгу (круг), и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Спасибо моим ученикам, у нас получилась хорошая сплочённая команда.
— Такие несложные групповые упражнения помогают раскрепостить ребенка и заставить его поверить в свои силы, ведь рядом – команда!
— «Учение с увлечением» — извечная мечта всех учеников. А для этого учитель должен создать ученику обстановку комфорта, в том числе психологического. Каждый урок – интрига, загадка, поиск. И, конечно же, как в театре, запоминающийся финал!!!